1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В КОНЦЕ ХV-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В. РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Церковь и религия на белорусских землях в конце ХV-первой половине XVI в. Религиозная толерантность

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

православие крещение по католическому обряду планы воссоединения христианской церкви Флорентийскую унию религиозная толерантность
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

После заключения в 1385 г. Кревской унии религиозная политика руководства Великого Княжества Литовского в отношении церкви изменилась. До этого в ВКЛ существовала только одна христианская конфессия — православие, которой придерживалось население белорусских, украинских и русских земель государства. Великие князья литовские до 1385 г. были в основном язычниками, но они не нарушали религиозных прав православного населения, ибо это могло помешать им в «собирании русских земель». Более того, они предпринимали активные шаги в создании собственной православной митрополии с центром в Новогрудке.

Однако по условиям Кревской унии языческое население ВКЛ должно было принять крещение по католическому обряду. Уже в 1387 г. феодалы, принявшие католичество, получили привилегии, которых не было у язычников и православных. В результате православное население оказалось в неравном с католиками положении. Такая политика руководства ВКЛ обострила обстановку в государстве, придавала внутренним конфликтам религиозную окраску. В 1432 и 1434 гг. во время гражданской войны власти были вынуждены уравнять православных и католиков в большинстве прав, однако положение о занятии высших государственных должностей только католиками формально действовало до 1563 г.

В XV в. в Европе стали разрабатываться планы воссоединения христианской церкви, расколотой с XI в. на две части — католичество и православие. Планы церковной унии встретили поддержку у великого князя литовского Витовта. Этому благоприятствовал многонациональный состав населения ВКЛ и желание Витовта, не теряя связи с католической Европой, расширить свое влияние на всю православную Русь. Позже идею церковной унии поддержал великий князь Свидригайло.

В 1439 г. уния между католической и православной церквями была заключена на церковном соборе во Флоренции. Однако в ВКЛ его решения не получили широкой поддержки. Руководители католической церкви не хотели делиться с православной церковью правами и привилегиями, в то время как православное население ВКЛ твердо придерживалось вековых традиций. Не поддержал унию и новый великий князь литовский Казимир Ягайлович. Захват Константинополя турками в 1453 г. сделал вопрос об унии еще менее актуальным. Но попытки осуществить Флорентийскую унию в ВКЛ предпринимались и позднее, например на рубеже XV и XVI вв. великим князем Александром.

В 1387 г. было создано Виленское епископство, а костелу определялось обеспечение в виде земель, доходов и повинностей с подданного населения. Уже во времена Витовта активно строились католические храмы, около 1/3 которых было заложено на белорусских землях. Еще при Гедимине (1316-1341 гг.) на белорусских землях была разрешена деятельность католических монахов. В XV в. активную деятельность здесь развернули представители орденов францисканцев, доминиканцев, бернардинцев, августинцев.

В первой половине XVI в. религиозная ситуация в ВКЛ стала меняться. Представители православной знати все чаще допускались к высшим государственным должностям, что нарушало условия Городельской унии 1413 г. Это должно было успокоить православное население, повысить его доверие к центральной власти. Дальнейшее ослабление позиций католической церкви было связано с проникновением в ВКЛ протестантских идей. К середине XVI в. в ВКЛ установилась относительная религиозная толерантность, или веротерпимость. В 1563 г. был принят привилей, согласно которому феодалы католической и православной конфессий уравнивались в правах.