... > История Беларуси > Церковно- религиозные отношения...

Церковно- религиозные отношения в ВКЛ и Речи Посполитой

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

два привилея христианство постиг кризис Брестской церковной унии униатство
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В ХII-ХIII в. Беларусь находилась под монопольным влиянием православия. Католицизм на территории ВКЛ начинает проникать в ХШ в. Кревская уния нарушила монополию православия. В XIV-середине XVI в. в. расширяет свое влияние западное христианство, но по-прежнему в восточных регионах ВКЛ тон задавало в духовной жизни общества православие, несмотря на то, что его позиции все более потеснялись. К середине XVI в. позиции православия и католицизма уравновесились: на западе ВКЛ действовала Виленская католическая епархия, приходы, монастыри; на востоке оставалось влиятельной идеологией православие. Среди шляхты удельный вес католиков в первой половине XVI в. был незначительным. Отношения между православием и католицизмом приобрели различные формы: литературная полемика, парламентская и вооруженная борьба. В 1432 и 1436 гг. были приняты два привилея, которые уравняли в экономических правах православную и католическую знать. 

В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, в православии — ересями. Особенность Реформации на Беларуси в том, что в отличие от Европы она не стала народной, а охватила только высшие слои общества. Феодальная знать хотела укрепить свое социально-экономическое положение за счет костелов, монастырей. Крупные магнатские роды — Радзивиллы, Ходкевичи, Сапеги — примкнули к реформаторскому движению из политических соображений: хотели отгородиться от католической Польши и закрепить самостоятельность ВКЛ. Реформация привела к развитию толерантности в княжестве. В 1564 г. орден иезуитов появился в ВКЛ. Правящие круги Речи Посполитой способствовали укреплению позиций католической церкви и оказывали ей все возрастающую поддержку. Процесс окатоличивания высших слоев, втянутых ранее в Реформацию, приобрел массовый характер. 

К середине XVI в. польские короли подчинили себе православную церковь. Наступление католицизма в Речи Посполитой вылилось в заключение в 1596 г. Брестской церковной унии. После заключения Люблинской унии и создания Речи Посполитой верховная власть видела возможность объединения всего населения страны с помощью единой религии — католичества. Католическое руководство надеялось на победу над православием и расширением своего влияния в Восточной Европе. Руководство православной церкви надеялось через унию вернуть себе ведущее положение. В 1595 г. папа римский в Ватикане торжественно провозгласил унию православной и католической церкви. Предусматривалось признание верховной власти Ватикана и католических догматов при сохранении православной обрядности и богослужения на церковнославянском и родном языках. 6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте на основе белорусско-украинского православия было сформировано новое направление в христианстве — униатство. Оно сохраняло прежнюю обрядность, юлианский календарь, традиционные праздники, но признавало верховенство католического вероучения. На рубеже XVII-XVIII в.в. количество униатов на Беларуси превзошло число православных, а к концу XVIII в. достигло 2/3 населения, в основном крестьян.