... > История Беларуси > ВКЛ: государственный строй,...

ВКЛ: государственный строй, органы власти и управления, судебная система, административно-территориальный раздел ВКЛ (XV-XVI вв.)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

территориально-административная реформа новую политико-административную систему Судебная система сословные и всесословные суды Статуты ВКЛ Функции исполнительной власти осуществляли: ряд должностей В XVI в. интенсивно развивается государственный аппарат: окончательному оформлению централизованного государства
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В начальный период ВКЛ состояло из удельных княжеств, а также областей, находящихся в федеративных отношениях с центральной властью (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Жемайтская земли), и из территорий собственно Литвы с частью белорусских земель. В 1413 г территория ВКЛ разделяется на Трокское и Виленское воеводства. В 1565 происходит территориально-административная реформа, разделившая территорию Беларуси на 6 воеводств и 16 поветов. Особый автономный статус имели Киевская, Волынская и Подольская земли. Ими управляли князья-наместники. В XV в. Витовт создал новую политико-административную систему. Крупные вассальные княжества были преобразованы в воеводства, или поветы. В Великое княжество входило шесть воеводств: Виленское, Трокское, Киевское, Полоцкое, Витебское, Смоленское и (с XVI в.) два староства — Жемойтское и Волынское.

Великое княжество Литовское представляло собой монархию во главе с великим князем. Князь избирался шляхетским сословием из представителей княжеской династии. Великий князь командовал вооруженными силами, от его имени издавались законодательные акты и вершился суд. В его ведении были дипломатические отношения с другими странами, объявление войны и мира. Он назначал на государственные должности и распоряжался государственным имуществом.

Судебная система

  1. великокняжеский суд — высшая судебная инстанция;

  2. суды панов-рады и сойма (В начале XV в. (1401 г.) начал действовать новый орган государственной власти — вальный (общий) сейм, в состав которого входили паны-радные, многочисленные служебные особы центрального и местного государственного аппарата, на его заседаниях могла присутствовать вся шляхта.) Сначала рада имеет только функцию советчиков, а с конца 15 века приобретает и законодательную власть. Сейм ВКЛ как сословно-представительный орган окончательно сформировался именно в XVI в. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждого повета по одному человеку;

  3. 1581 г. — трибунал ВКЛ.

1565 г. — проведена судебная реформа.

Были созданы сословные и всесословные суды:

  • земский — рассматривал общественные иски шляхты;

  • гродский(замковый) — рассматривал криминальные дела и был всесословным;

  • подкоморский — рассматривал земельные споры землевладельцев;

  • войтовско-лавничий — существовал в городах с Магдебургским правом.

Судебник князя Казимира — первая попытка кодификации права в ВКЛ.

Статуты ВКЛ: 1529,1566,1588.

Сойм, как законодательный орган, берет начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того, соймом назывались и другие собрания, например, собрание жителей города или поветовой шляхты. Порядок созыва и работы сойма до XVI в. регулировался не законами, а обычным правом. Решения на сойме принимались, как правило, государем и радой. В XVI в. законодательные функции сойма и феодалов, на нем присутствующих, чуть увеличились, однако все решения готовились руководящими верхами — государем и радой.

Функции исполнительной власти осуществляли:

  • канцлер, хранивший государственную печать и заведовавший центральной канцелярией;

  • гетман, который в отсутствие великого князя командовал армией во время войны;

  • земский подскарбий, ведавший государственной казной.

При дворе был также ряд должностей, скорее почетных, чем реальных. Это маршалок дворный, чашник, стольник, конюший, мечник и т.п.

К высшим служебным особам относился маршалок. Он следил за сохранением порядка и этикета при дворе великого князя, старшинствовал на заседаниях сойма и рады, объявлял решения государя, сойма и рады, осуществлял правосудие в отношении особ, виновных в преступлении в месте присутствия государя или на сойме.

Во главе местной власти в воеводствах стоял воевода. Его заместителями были каштелян, который командовал военными подразделениями в воеводстве, а также подвоевода, заведовавший канцелярией. Городничий отвечал за ремонт и укрепление воеводского замка, ключник присматривал за сбором податей и т.д. В поветах во главе администрации стоял староста, в городах — войт. Сельская администрация была представлена тиунами, сотниками, старцами и др.

В XVI в. интенсивно развивается государственный аппарат: усложняется структура, увеличивается численность, унифицируются местные органы, происходит централизация. Именно во второй половине XVI в завершается процесс складывания и правового закрепления основных звеньев государственного аппарата.

Основой великокняжеского войска являлось всеобщее ополчение, так называемое «посполитое рушение». Военнообязанными были все мужчины, которые имели в собственности землю. Со своих земельных владений шляхтич должен был выставлять вооруженного и обученного ратника: одного от восьми служб (одна служба — примерно два крестьянских хозяйства).

В государственном строе Великого княжества Литовского, составной частью которого являлась и Беларусь, произошли значительные изменения под воздействием объективных и субъективных причин. Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в итоге привело к окончательному оформлению централизованного государства. Вся территория государства была разделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы.