... > История Беларуси > Языческие верования. Результаты...

Языческие верования. Результаты и значение введения христианства на белорусских землях

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

анимизмом. язычниками. Многобожие Обряды Языческие боги Причины принятия христианства
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Наши предки с глубокой древности верили, что у человека есть душа. Такое представление ученые называют анимизмом. Существовало убеждение, что души людей и после их смерти могли влиять на жизнь живых. В родовом обществе очень важна была поддержка родственников. В то же время почетом пользовались старые люди, старейшины. Славяне верили, что даже после смерти старейшины рода помогают своим потомкам. Так зародился культ предков. Души умерших охраняли родичи и всячески благоприятствовали его процветанию. Славяне также верили, что душа старшего в семье может превратиться в домашнего духа, или домового. Домовой мог быть и внешне похож на бывшего хозяина дома. Ему также нужно было приносить жертвы.

Славяне в начале своей истории были язычниками. Они верили, что весь окружающий мир — и леса, и поля, и реки — населен духами. Поэтому поклонялись огню, солнцу, луне, деревьям, камням, ручьям, озерам и рекам. Особенно почитаемым на белорусских землях был дуб. Среди множества духов были и такие, которых особенно уважали или боялись. Славяне верили в водяных духов. Главный среди них — водяной — считался враждебным человеку. В лесу главным духом был леший. Дух поля, по преданиям славян, прятался в последнем несжатом пучке колосьев. Полевик, или полевой, являлся в поле в полдень. Многочисленные духи были враждебны людям. Однако их можно было умилостивить дарами, жертвами.

Языческие боги

Язычники-славяне почитали множество богов. Многобожие — вера в многочисленных богов — наиболее важная черта язычества. Боги были ответственны за разные стороны жизни человека и природные явления. Главным богом у восточных славян считался Перун. Перун — бог грозы, грома и молнии. Издавна восточные славяне почитали Велеса (Волоса). Он считался покровителем животноводства. Его часто представляли в виде змеи. Главным богом солнца и огня был Сварог. Его сына звали Дажбог. Богом солнца считался и Хорс. Он упоминается в величайшем произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». В этом произведении рассказывается, что полоцкий князь Всеслав Чародей пересекал путь великому Хорсу, превратившись в волка. Предки белорусов почитали также бога Ярилу. Даже в XIX в. в честь Ярилы белорусские крестьяне ежегодно в апреле устраивали праздник. Покровительницей женщин и соответственно женских занятий, особенно прядения, являлась богиня Мокошь. Ее почитали как богиню плодородия. Из семи дней недели Мокоши была посвящена пятница. Накануне этого дня женщинам запрещалось прясть. С установлением христианства роль Мокоши перешла к Святой Параскеве, которую называли Параскевой Пятницей.

Обряды

Всю жизнь человека в древности сопровождали обряды — специальные ритуальные действия, осуществлявшиеся при рождении, наступлении совершеннолетия, свадьбе и, наконец, смерти. Особое внимание наши предки уделяли погребальному обряду. Люди верили в существование загробного мира. Поэтому важно было подготовить человека к переходу в него.

Балты сжигали покойников, а остатки от сжигания помещали в глиняный горшок, который погребали преимущественно в грунтовой могиле. А вот славяне на территории Беларуси с VI в. хоронили покойников в курганах. 

Причины принятия христианства

Язычество имело глубокие древние корни на славянских землях. Оно давало свои ответы на вопросы о происхождении мира, людей, различных природных явлений и т. д. Но в X в. религиозные представления наших предков начали изменяться. В те времена возникали первые государственные образования, устанавливалось княжеское единовластие, развивались земледелие, торговля, ремесло. Все это вызывало потребность в знаниях, письменности, новых взглядах. Возникла необходимость в тесных связях с другими государствами, прежде всего с Византийской империей, где исповедовали христианство. Христианская вера соответствовала требованиям государственной власти, поскольку обязывала подчиняться власти, данной от Бога. Наиболее важной исторической вехой в распространении христианства среди восточных славян был 988 г. В этот год великий князь киевский Владимир Святославич принудил киевлян креститься, принять христианскую веру. Это событие считается началом распространения христианства у всех восточных славян.Первые христиане белорусских земель. Вероятно, первыми христианами в Полоцком княжестве были Рогнеда и ее сын Изяслав.

После принятия христианства Русью в 988 г. количество христиан среди восточных славян быстро увеличивалось. Повсюду, где жили люди, строились церкви. Известно, что первые деревянные церкви в Полоцке и Друцке были посвящены Богородице — матери Иисуса Христа. Первые монастыри на белорусских землях возникли только в XII в. В монастырях появились монахи — члены церковной общины, дававшие обет вести строгий образ жизни с отказом от материальных удобств и жизненных наслаждений.

Таким образом, в связи с принятием христианства на смену язычеству приходила новая вера, но процесс этот шел медленно. В результате продолжительное время на белорусских землях существовало двоеверие — положение, когда часть населения, принявшая христианство, по-прежнему поклонялась языческим богам. Результаты и значение распространения христианства. Прежде всего христианская вера возвышала человека над природой. Только человеку, учила церковь, Бог дал разум и душу. Вера в вечную жизнь, стремление попасть в рай вдохновляли людей делать добро, помогать бедным, терпеливо переносить муки земной жизни. Распространение христианства содействовало развитию письменности и образования.