... > История Беларуси > Жизненный путь Франциска...

Жизненный путь Франциска Скорины

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

фигура Франциска Скорины Пример колоды флэш-карт
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Среди деятелей белорусского Возрождения особо выделяется фигура Франциска Скорины. Он стал не только первым восточнославянским и белорусским первопечатником, но был еще и просветителем-гуманистом, что нашло отражение в его книгах.

Франциск Скорина родился около 1490 г. в Полоцке, в купеческой семье. Его отец торговал кожей и другими товарами. Он, видимо, был человеком довольно образованным, поэтому смог дать своему сыну первоначальное образование дома. Затем молодой Франциск усовершенствовал знания в одной из школ Вильно или родного Полоцка, а в 1504 г. поступил в Краковский университет. Через два года он закончил университет и вскоре получил диплом доктора философии. Уже тогда проявились необычайные способности Франциска Скорины, что открывало перед ним широкие перспективы. Некоторое время он был секретарем короля Дании, однако жажда знаний привела его в 1512 г. в прославленный Падуанский университет в Италии, где Скорина блестяще защитил диплом доктора медицинских наук. Вероятно, уже тогда Скорину заинтересовало книгопечатание, которое единственное давало в то время возможность сделать знания достоянием широкого круга людей. Местом своей книгоиздательской деятельности Франциск Скорина избрал Прагу, бывшую тогда значительным культурным центром Европы. В Праге в 1517-1519 гг. Скориной было издано 23 книги. Около 1520 г. Скорина переехал в столицу ВКЛ — Вильно. Здесь, в отличие от Праги, он имел свою типографию. В 1522 г. Скорина издал «Малую подорожную книжицу», состоящую из 23 частей, а в 1525 г. — «Апостол».

Скорина стремился сделать Библию не только более доступной, более дешевой, чем рукописные книги, но и напечатать ее на понятном народу языке. Для этого он переводил канонические тексты, вводил в них элементы живого разговорного языка. Он использует приемы стихосложения, размещает собственные гимны.

Но главная ценность предисловий, сказаний, а также послесловий для нас в том, что в них прослеживается внутренний мир Скорины, для которого была характерна гуманистическая направленность, присущая Ренессансу. Скорина выступает как горячий патриот, активный сторонник духовного и общественного единства народа, христианских и общечеловеческих ценностей.

В своих изданиях текстов Библии Скорина размещал сведения по светским наукам. Издания Скорины уникальны и с точки зрения оформления. Они с полным правом могут считаться шедевром книжного дела. Они имеют удобные размеры, украшены высокохудожественными гравюрами, орнаментом, даже шрифт выделяется совершенством. Иллюстрации изданий Скорины не только украшают текст, но и помогают лучше понять содержание. Считается, что в оформлении книг и подготовке гравюр принимал участие сам Скорина. При наборе текстов Франциск Скорина ввел некоторые новинки, неизвестные ранее. Он стал использовать пробелы между отдельными словами, разбивать текст на абзацы, что облегчило чтение. Это способствовало лучшему распространению его книг, делало их еще более понятными. Скорину иногда называют титаном белорусского Возрождения. Он стал первым белорусским и восточнославянским первопечатником, намного опередившим своих современников. Первые печатные книги у соседних с белорусами народов появились значительно позже. Однако Скорина выступает не только как книжник, просветитель, носитель и распространитель духовных ценностей. Его личность вобрала в себя многогранность, характерную для наиболее славных представителей европейского Ренессанса. Скорина проявил себя в различных отраслях науки и искусства – как философ, медик, писатель и поэт, переводчик, художник, первопечатник. Ему же приписывают участие в подготовке первого свода законов ВКЛ Статута 1529 г. Франциск Скорина стал, без сомнения, первым крупным деятелем эпохи Возрождения на белорусских землях и основоположником многих новаторских тенденций. Его деятельность оказала влияние не только на книгопечатание, но и на развитие книжной гравюры в ВКЛ, стихосложение, распространение светских стремлений в литературе. Введение Скориной элементов живого народного диалекта в церковно -славянские тексты способствовало развитию старобелорусского языка.

Пример колоды флэш-карт по этому вопросу для запоминания: ссылка