Литература, театр и балет, музыка второй половины XIX в.
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Литература
Литературу второй половины XIX в., наряду с литературой начала века, принято считать классикой русской литературы, поэтому многих из важнейших писателей того времени вы точно знаете.
Стили:
реализм;
критический реализм (стремились отобразить реальную жизнь такой, какая она есть, без фантазий, а также проявляли глубокое, даже психологическое внимание к простому человеку, к его мыслям, желаниям, проблемам). Известными писателями, приверженцами этого стиля можно считать: М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева, H. A. Некрасова, В. Г. Короленко, А. П. Чехова. Конечно, нельзя не упомянуть Л. Н. Толстого, в произведениях которого можно найти отражение многих как жизненных, так и философских проблем («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др.).
Психологизм и даже некий мистицизм, безусловно, характерен для творчества Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Бедные люди», «Идиот», «Униженные и оскорбленные» и др.).
Достоевский
Театр и балет
Театр тоже играл особую роль в России 1860–1880 гг. Связано это с тем, что именно в нем, используя иносказательную форму, можно было говорить и рассуждать о настоящем, а иногда и прямо показывать, высмеивая те или иные пороки тогдашнего общества и государства. И именно в это время появилось большое количество драматических произведений писателя А. Н. Островского. Его пьесы «Гроза», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница» и другие обличали общественные и нравственные пороки.
Благодаря развитию драматургии произошло становление Малого театра в Москве как центра драматургии в России, в котором работали такие великие актеры, как П. М. Садовский, М. Н. Ермолова.
В 1860 г. в Петербурге открылся Мариинский театр, на сцене которого блистала М. Ф. Кшесинская. В России начался взлет русского балета.
М. Ф. Кшесинская
Музыка
Особо стоит сказать о развитии музыки в это время. В 1860-е гг. появляется знаменитое содружество композиторов, которое известно под названием «Могучая кучка». Стоит отметить, что особенность этого содружества в том, что никто из его членов (М. А. Балакирев (основатель), М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, H. A. Римский-Корсаков) не имел музыкального образования, изначально музыка для них была лишь хобби.
В своих произведениях эти композиторы стремились передать русские национальные особенности. Именно поэтому композиторы «Могучей кучки» в большом количестве использовали сюжеты из русского фольклора, народные мотивы и даже музыкальные инструменты, их звучание.
Балакирев, Кюи, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков
Можно вспомнить следующие произведения: оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», М. П. Мусоргского «Борис Годунов», Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка», «Снегурочка» и др. Известным композитором этого времени был П. И. Чайковский, который известен не только своими операми «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», но и не менее запоминающимися балетами «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». К тому же им было написано большое количество симфоний (например, Симфония № 1).
Вместе с музыкой шло развитие и песенного жанра. Можно вспомнить следующих известных певцов второй половины XIX века и начала XX века: оперных певцов Ф. И. Шаляпина и Л. В. Собинова, А. Нежданову.
В 1859 г. по инициативе пианиста и дирижера Рубинштейна появилось Московское отделение русского музыкального общества, благодаря которому стало возможно популяризировать симфоническую музыку среди тех, кто не мог приобрести билеты на дорогие спектакли. В первой половине 1860-х гг. в Петербурге и Москве были открыты консерватории, что способствовало появлению большего количества профессионалов в музыке.