... > История (ЕГЭ) > Реформы 1860-1870-х гг.

Реформы 1860-1870-х гг.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Судебная реформа 1864 г. Военная реформа 1874 г. университетский устав Финансовая реформа
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Земская реформа 1864 г. заключалась в создании в губерниях и уездах выборных органов местного самоуправления, которые бы решали местные проблемы: строительство дорог, открытие школ, больниц, домов призрения, оказание помощи населению в годы неурожая, развитие местной промышленности, агрономическая и ветеринарная помощь крестьянству, а также сбор статистики. Причём в своих решениях земства не были полностью свободны из-за того, что губернатор мог контролировать их решения, и даже отменить. К тому же земства не имеют никакого отношения к политическим вопросам.

Городская реформа 1870 г., по сути, идентична земской, только создаёт выборные органы власти в городе. Предполагалось, что в городах горожане будут разделены на избирательные курии (группы) по имущественному принципу. Для того, чтобы иметь возможность участвовать в выборах (у кого больше денег, те и будут больше представлены). Соответственно, по куриям проходят выборы Городскую думу, из числа членов которой будет создана Городская управа (орган исполнительной власти); а из её числа будет избран Городской голова (глава города). Таким образом, как предполагалось, у жителей города будет возможность непосредственно влиять на управление в городе.

Судебная реформа 1864 г. Положения реформы:

  • Бессословность суда, т. е. равенство всех сословий перед законом.

  • Несменяемость судей и их независимость от исполнительных органов власти.

  • Гласность судопроизводства.

  • Состязательность процесса → появление двух чётко обозначенных позиций обвинения (прокурор) и оправдания (адвокатура = присяжный поверенный).

  • Введение института судебных следователей.

  • Изменение системы наказаний — отменено клеймение и телесные наказания для женщин.

Историки считают, что судебная реформа являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной в ряде реформ 1860-1870-х гг.

Военная реформа 1874 г. разрабатывалась под руководством военного министра Д. А. Милютина.

  • Создание военных округов, чтоб можно быстрее мобилизовать армию в случае войны.

  • Расширение сети учебных заведений для подготовки офицеров.

  • Введение новых воинских уставов.

  • Перевооружения армии (нарезное скорострельное оружие, паровой флот).

  • Введение всеобщей воинской повинности, которая распространялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста. При этом сокращался срок службы, который теперь составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет — на флоте.

Призыву не подлежали представители духовенства всех вероисповеданий, сектанты, инородцы Средней Азии, Казахстана, Крайнего Севера, частичного Кавказа, единственные сыновья и единственные кормильцы семьи и др.

Реформа образования 1863-1864 гг. во многом является завершением образовательной политики России, начиная ещё со времён Екатерины II, в смысле создания единой цепочки образовательных учреждений. Но принципиальным отличием реформы при Александре II были принципы реформы образования:

Доступность образования для всех сословий.

Разрешено открывать учебные заведения не только государству, но и земствам, общественным организациям и частным лицам.

В 1863 г. был принят новый университетский устав, главная суть которого — утверждение тотальной автономии университетов, то есть с этих пор университет является абсолютно автономной организацией, которая сама определяет свою политику, сама налаживает связи с университетами за рубежом и сама решает свои внутренние вопросы, например, избирает ректора без одобрения министерства. По уставу средней школы 1864 г. все учебные заведения Империи были разделены на прогимназии (сокращённый курс гимназий и только по базовым предметам) и гимназии. Последние делились на:

  • реальные, где обучали техническим предметам и готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения;

  • классические, где изучались предметы гуманитарного цикла и готовили к поступлению в университет.

Другим, не менее значимым итогом реформы, можно считать увеличение числа женских гимназий, а также открытие высших женских учебных заведений.

Цензурная реформа 1865 г. Отмена цензуры на стадии сдачи книги в редакцию для большинства книг и литературных журналов. Теперь цензура начинала работать только после публикации.

Финансовая реформа 1860-1864 гг.

1860 г. — учреждение Государственного банка.

1860 г. — отмена откупной системы.

1864 г. — создание независимых от местной администрации контрольных палат в губерниях для проверки финансовой деятельности.

1864 г. — открытие первого в России Коммерческого кредитного банка.