... > История (ЕГЭ) > Русская православная церковь...

Русская православная церковь XIV-XV вв.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Русской православной церкви Последствия деятельности избрание Ионы Иосиф Волоцкий
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

После монгольского нашествия роль Русской православной церкви усилилась. На это повлияло то, что нападение монголов воспринималось населением как гнев Божий, а чтобы преодолеть это, нужно было праведно жить; церковь была единственным сохранившимся общерусским институтом, к тому же, она поддерживалась монголами (в Золотой Орде была объявлена веротерпимость, а духовенство любой религии поддерживалось ханами). Важно выделить и то, что церковное землевладение росло за счет того, что феодалы завещали часть своих владений церквям и монастырям. Это привело к тому, что уже к концу XIV в. монастыри и церкви стали крупнейшими феодалами, которые скопили в своих руках огромные средства. Представители духовенства жили «как сыр в масле» и забывали о заветах, прописанных в Евангелии, и вели себя неподобающе своему сану. 

Некоторых монахов беспокоил такой отход от церковных норм, и они уходили в отдаленные местности, стремились к уединению, основывали скиты, на основе которых иногда возникали и монастыри. Так, в 1337 г. Варфоломей (Сергий Радонежский) со своим старшим братом Стефаном поселились на холме Маковец, это и считается датой основания знаменитой Троице-Сергиевой Лавры. Со временем, вокруг келии Сергия стали селиться и другие иноки, уже к 1340 г. некогда пустынное место превратилось в монастырь. Монахам было запрещено иметь частную собственность, и они обязаны были каждый день трудиться во благо своего монастырского братства. Сергий Радонежский здесь установил общежитийный устав монастырской жизни. 

Последствия деятельности (поступков Сергия Радонежского): 

  • благословение Сергием Радонежским русского войска на участие в Куликовской битве и предсказание победы вселило уверенность в воинов, что способствовало победе;

  • в Куликовской битве участвовали монахи Пересвет и Ослябя, которых благословил на участие в битве Сергий Радонежский;

  • Сергий Радонежский был проводником монашеской реформы на территории Великого княжения Владимирского, благодаря которой в монастырях внедрялись общежительные порядки;

  • Сергий Радонежский примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, например, ростовского, нижегородского князей, последствием чего стало объединение вокруг Москвы большей части князей к моменту Куликовской битвы. 

В истории Русской православной церкви важным событием стало обретение независимости (автокефалии) от Константинопольского патриархата. Началом независимости РПЦ считают избрание Ионы митрополитом Киевским и всея Руси на Поместном соборе в 1448 г. (мы же помним, что до этого момента митрополитов назначали из Константинополя?). Причиной самостоятельного избрания митрополита стала Флорентийская уния, подписанная митрополитом Исидором. Русский князь и представители духовенства отказались от этой унии и до 1589 г. РПЦ продолжала быть частью Константинопольского патриархата, но в указанный выше год с подачи Бориса Годунова в России было учреждено патриаршество, первым патриархом стал Иов. 

Стригольники

Стригольники

Как и в Европе, на Руси получили распространение ереси. Самыми известными еретическими движениями были стригольники (ересь стригольников) и жидовствующие (ересь жидовствующих). Стригольники появились в Новгороде XIV в. Они отрицали необходимость в церковном сословии, не посещали храмы, не поклонялись иконам, протестовали против продажи церковных должностей. Стригольники в 1377 г. были преданы анафеме, а лидеров движения подвергли пожизненному заточению.

В 1470-х гг. в Новгороде возникла ересь жидовствующих (иначе их называли субботники). Также как и свои предшественники, они не посещали церковь, отрицали монашество, не поклонялись иконам. Важно сказать, что они были радикальнее: критиковали тексты Библии, осмеяли тексты о Святой Троице и посмертном Воскрешении. Борьбу против жидовствующих повел Иосиф Волоцкий. Он обвинял еретиков в искажении основ церкви и духовной жизни, а в 1504 г. по его инициативе был созван церковный собор, на котором было принято решение о сожжении лидеров жидовстующих.

Иосиф Волоцкий

Иосиф Волоцкий

В конце XV в. возникла полемика о монастырском землевладении между нестяжателями во главе с Нилом Сорским и иосифлянами во главе с Иосифом Волоцким. Нестяжатели выступали против церковного и монастырского землевладения, когда как иосифляне отстаивала право монастырей на владение землей и имуществом с целью осуществления просветительской и благотворительной деятельности. Победа в этом споре оказалась в руках Иосифлян, благодаря поддержке Ивана III.