... > История (ЕГЭ) > Церковный раскол XVII...

Церковный раскол XVII в.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

рассмотрим новшества Вывод: Церковном соборе Последствия церковного раскола
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В середине XVII столетия развернулись споры между церковными деятелями из-за обострения противоречий в церковной жизни, которые необходимо было разрешить. Дискуссии вокруг церковной жизни начались еще в 1640-х гг., когда в Москве сложился «кружок ревнителей древнего благочестия». Члены кружка считали, что необходимо повысить авторитет церкви и привести в единообразие элементы церковной службы и богослужебные книги. За образцы ревнители благочестия предлагали взять древнерусские тексты. Но тут-то и обнаружилась проблема. Древнерусские рукописные тексты отличались друг от друга, и даже оказалось, что одинаковых среди них практически не существовало. Те, кто переписывали книги, допускали ошибки, пропускали какие-то части текста, а иногда и приписывали свое. Это и стало началом церковной реформы. Давайте рассмотрим ее причины:

  • В русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из века в век, имелось множество описок и искажений текста в сравнении с оригиналами;

  • Сомнения вызывал и обычай многоголосия во время церковной службы (когда и священник, и дьякон, и сами верующие молились одновременно и было трудно что-то понять);

  • крещение двумя пальцами, которое было вытеснено греками крещением тремя пальцами.

По приказу патриарха Никона тексты были переведены с языка оригинала (греческого), что внесло еще большие разночтения. В 1650-х гг. новшества, предложенные Никоном, были утверждены:

  • вместо крещения двумя пальцами (двоеперстие) было введено крещение тремя пальцами (троеперстие);

  • вместо земных поклонов были введены поясные;

  • по греческим образцам были исправлены иконы и церковные книги. 

Нововведения вызвали протест у широких масс населения. К тому же начавшуюся в 1654 г. войну с Речью Посполитой, связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценили как Божью кару за нарушение церковных традиций.

В 1654 г. состоялся церковный собор. На этом соборе реформа Никона была одобрена, но было принято решение привести действующие обряды в соответствие с русской традицией. Однако представители духовенства отказались принимать нововведения. Отказ от древних обычаев воспринимался людьми средневековья как отступление от веры. Так возникло старообрядчество, духовным лидером которого стал протопоп Аввакум Петров. За отказ принять новые правила, протопоп Аввакум был сослан в Сибирь, где провёл более 11 лет. После долгих лет ссылки он был возвращён в Москву, где его пытались заставить принять церковную реформу, однако он был непреклонен, за что был посажен на 10 лет в земляную тюрьму в Пустозерске, а в 1681 г. сожжен заживо.

В 1666 г. был проведен еще один Церковный собор, поддержавший реформу Никона и предавший проклятию всех ее противников (старообрядцев).

Спасаясь от расправ, тысячи противников реформ бежали на окраины страны. Некоторые из них использовали крайнюю форму протеста самосожжения («гари»). Крупным центром сопротивления церковной реформе стал Соловецкий монастырь, расположенный на Белом море. Монахи и стрельцы 8 лет (1668– 1676 гг.) обороняли монастырь от царских войск. Только после предательства одного из монахов, указавшего стрельцам тайный вход, крепость была взята, почти все мятежные монахи убиты. 

Вывод: реформа Никона изменила обрядовую сторону православия, но стала причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм протеста народа против гнёта властей.

В скором времени отношения Алексея Михайловича и патриарха Никона ухудшились. Никон предъявил Алексею, что его отец правил при поддержке патриарха Филарета и назвал царя своим «собинным другом» и более того, начал говорит о том, что церковная власть выше и авторитетнее царской. Никон стал сравнивать власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, которая лишь отражает солнечный свет. В скором времени царь прекратил посещать службы, совершаемые Никоном и в результате последний оставил патриаршество и уехал в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Никон надеялся, что царь примет его идеи о том, что «священство выше царства» и пойдет на компромисс с ним, однако этого не случилось. На Церковном соборе 1666-1667 г. (да, на том самом, где реформы Никона были одобрены) действия Никона были осуждены, и он был лишен своего сана. Бывший патриарх был сослан в Ферапонтов монастырь, а после смерти Алексея Михайловича был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и умер в 1681 г.

Последствия церковного раскола

  • было сформировано новое направление в русской мысли, фундаментом которого стал приоритет духовной жизни над плотской, постоянное самосовершенствование на основе неизменных догматов и обрядов;

  • старообрядчество распалось на ряд течений, выдвигающих идеи и требования от проповеди национальной замкнутости и враждебного отношения к светскому знанию до демократизации церкви, отрицания крепостного строя и закабаления личности. В старообрядчестве получило развитие учение об особом историческом пути «святой Руси», что впоследствии оказало влияние на формирование идеологии славянофилов и народников;

  • оформление старообрядчества подорвало внутреннюю силу, духовный авторитет, идейное влияние православной церкви на массы, способствовало распространению западного влияния и обострило борьбу официальной церкви против западной культуры.