Внутренняя политика императора Александра I
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Александр пришел к власти в результате последнего дворцового переворота. В ночь на 12 марта 1801 г.
В этом ему помогала и внешность — высокий, статный, хорошо сложенный, голубоглазый блондин, своим видом он очаровывал публику. На него возлагались большие надежды.
Собственно поэтому в историографии первое время правления Александра I принято считать либеральным.
Одна из первых и очевидных его мер — устранение почти всего того, что было сделано при его отце:
Вновь ликвидированы телесные наказания для дворян.
Амнистия большинству екатерининских вельмож, осуждённых при Павле.
Упразднение Тайной экспедиции (орган политического сыска).
Смягчение цензуры.
Но более известными стали реформы
Среди реформ этого Комитета можно отметить следующие:
1801 г. — указ о праве покупки земель купцами, мещанами и гос. крестьянами.
Что касается крепостных крестьян, то, если им позволяли финансы, они покупали землю на своё имя, но оформлялась сделка с дворянином.
1802 г. — указ о преобразовании коллегий в министерства.
Здесь принципиально то, что во главе каждого министерства был один министр, подотчётный императору; а также важным элементом было совещание министров, где обсуждались проблемы каждого из министерств — Кабинет министров.
1802 г. — Сенат наделён правами высшего судебного органа, а также функцией надзора за администрацией.
1803 г. — Указ о вольных хлебопашцах. Крестьяне могли по согласованию с помещиком освобождаться от крепостной зависимости за выкуп. Этот указ впервые утверждал возможность освобождения крестьян с землей за выкуп.
Конечно, особенно следует сказать о реформе в сфере народного образования в 1802-1804 гг. Главной ее целью было продолжение и развитие деятельности Екатерины II по созданию системы образовательных учреждений, которая бы позволяла делать образовательный процесс непрерывным.
Прежде всего, в России создается
Приходские училища.
Уездные училища.
Губернские гимназии.
Университеты.
Соответственно, в каждом учебном округе должен был быть университет. Таким образом, было открыто сразу 4, а затем 5 университетов — Дерптский (1802), в Вильно (1803), Казанский (1804) и Харьковский (1804). К тому же, в Петербурге в 1804 г. был создан педагогический институт, который в 1819 г. будет преобразован в университет.
Так же и как его бабушка, Александр руководствовался принципами просвещённого абсолютизма, для которого, напомним, характерна важнейшая идея подчинения монарха закону. А это значит, что монарх может ошибаться; монарх не может уследить за всеми проблемами в государстве — ему нужны законы. Но не только законы помогают управлять государством, нужны ещё и люди, которые будут заставлять работать административные органы власти в нужном императору ключе. Поэтому он решает создать сословные учебные заведения для дворян, в которых и будет воспитываться новая элита российского государства. В 1805 г. создаётся Демидовский лицей в Ярославле, а в 1811 г. — Царскосельский.
Наверное, самый известный проект реформ при Александре — проект М.М. Сперанского, который подразумевал масштабную

Сперанский
Особенно следует поговорить о решении крестьянского вопроса. В 1804-1805 гг. в Лифляндской и Эстляндской губерниях было запрещено

Также при Александре существовали полноценные проекты по отмене крепостного права по всей России. Например, в 1818 г. появился проект А.А. Аракчеева, согласно которому государство должно было за свой счёт купить у помещиков землю (не все крестьяне могли себе позволить выкупить землю), которую затем необходимо было распределить между крестьянами — по две десятины на душу. Ещё был проект Д.А. Курьева (1819), суть которого заключалась в разрушении крестьянской общины и формировании фермерских хозяйств. Можно по-разному относиться к этим проектам, но они так и не были реализованы.
Мы переходим ко второй половине царствования Александра, которую принято именовать консервативной (примерно 1815-1825 гг.). Консерватизм связан, прежде всего, с желанием императора сохранить и укрепить всё то, что уже было достигнуто за время его правления. Именно поэтому вышеупомянутые проекты остались только на бумаге. Александр уже не хотел их реализовывать, несмотря на собственное одобрение.
Более того, в дальнейшем его крестьянская политика станет по отношению к подобным идеям еще более репрессивной. Например, в 1822 г. было восстановлено право помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян «за дурные проступки».
Но более известными оказались военные поселения, создателем которых был уже известный нам А.А. Аракчеев. Целью их создания было уменьшение военных расходов с помощью соединения военной службы и хозяйственной деятельности крестьян. В таких губерниях Российской империи в обычные крестьянские деревни поселялись военные, и там устанавливался военный распорядок (в том числе и для крестьян). Очевидно, что такой режим мало кому нравился — в 1819 году было Чугуевское, а в 1831 г.

Новгородское восстание против поселений. Не была решена и финансовая сторона вопроса. Перевозка, сельскохозяйственная деятельность и т.п. требовали много расходов. Но, несмотря на это, военные поселения были отменены лишь в 1857 году.
После смерти Александра новых поселений уже не создавалось.
Другим известным проектом во второй половине царствования Александра был
Изменения в сторону «консервации» режима произошли и в сфере образования. В 1817 г. Министерство