... > История (ЕГЭ) > Внутренняя политика императора...

Внутренняя политика императора Александра I

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Павел I Негласного комитета 6 учебных округов государственную реформу продавать крестьян конституционный проект народного просвещения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Александр пришел к власти в результате последнего дворцового переворота. В ночь на 12 марта 1801 г. Павел I, был убит заговорщиками, а Александр провозглашен императором. Александр воспитывался при бабушке Екатерине. Его воспитателем был швейцарец Лагарп Ф, поэтому молодой царевич рос в идеалах Просвещения. Однако чем старше он становился, тем больше ему приходилось сотрудничать с бабушкой и отцом, идти с ними на компромиссы в различных вопросах. Это оставило след в характере Александра, историки называют его двуличным и лукавым человеком. Александр был отличным дипломатом, он обладал незаурядным умом и был отлично образован.

В этом ему помогала и внешность — высокий, статный, хорошо сложенный, голубоглазый блондин, своим видом он очаровывал публику. На него возлагались большие надежды.

Собственно поэтому в историографии первое время правления Александра I принято считать либеральным.

Одна из первых и очевидных его мер — устранение почти всего того, что было сделано при его отце:

  • Вновь ликвидированы телесные наказания для дворян.

  • Амнистия большинству екатерининских вельмож, осуждённых при Павле.

  • Упразднение Тайной экспедиции (орган политического сыска).

  • Смягчение цензуры.

Но более известными стали реформы Негласного комитета (1801-1803), в который входили наиболее приближённые к Александру потомки знаменитых дворянских фамилий — они были молоды, горячи, амбициозны, и желали модернизации России. Конечно, Комитет был неофициальным органом, который занимался разработкой реформы; в него входили В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский. (С чем мы можем сравнить Негласный комитет? Найдите ещё примеры в истории).

Среди реформ этого Комитета можно отметить следующие:

  • 1801 г. — указ о праве покупки земель купцами, мещанами и гос. крестьянами.

    • Что касается крепостных крестьян, то, если им позволяли финансы, они покупали землю на своё имя, но оформлялась сделка с дворянином.

  • 1802 г. — указ о преобразовании коллегий в министерства.

    • Здесь принципиально то, что во главе каждого министерства был один министр, подотчётный императору; а также важным элементом было совещание министров, где обсуждались проблемы каждого из министерств — Кабинет министров.

  • 1802 г. — Сенат наделён правами высшего судебного органа, а также функцией надзора за администрацией.

  • 1803 г. — Указ о вольных хлебопашцах. Крестьяне могли по согласованию с помещиком освобождаться от крепостной зависимости за выкуп. Этот указ впервые утверждал возможность освобождения крестьян с землей за выкуп.

Конечно, особенно следует сказать о реформе в сфере народного образования в 1802-1804 гг. Главной ее целью было продолжение и развитие деятельности Екатерины II по созданию системы образовательных учреждений, которая бы позволяла делать образовательный процесс непрерывным.

Прежде всего, в России создается 6 учебных округов, в каждом из которых есть 4 разряда учебных заведений:

  • Приходские училища.

  • Уездные училища.

  • Губернские гимназии.

  • Университеты.

Соответственно, в каждом учебном округе должен был быть университет. Таким образом, было открыто сразу 4, а затем 5 университетов — Дерптский (1802), в Вильно (1803), Казанский (1804) и Харьковский (1804). К тому же, в Петербурге в 1804 г. был создан педагогический институт, который в 1819 г. будет преобразован в университет.

Так же и как его бабушка, Александр руководствовался принципами просвещённого абсолютизма, для которого, напомним, характерна важнейшая идея подчинения монарха закону. А это значит, что монарх может ошибаться; монарх не может уследить за всеми проблемами в государстве — ему нужны законы. Но не только законы помогают управлять государством, нужны ещё и люди, которые будут заставлять работать административные органы власти в нужном императору ключе. Поэтому он решает создать сословные учебные заведения для дворян, в которых и будет воспитываться новая элита российского государства. В 1805 г. создаётся Демидовский лицей в Ярославле, а в 1811 г. — Царскосельский.

Наверное, самый известный проект реформ при Александре — проект М.М. Сперанского, который подразумевал масштабную государственную реформу. В ее рамках в России была бы создана конституционная монархия, но без Конституции и с сильной властью императора. Прежде всего, проект Сперанского основывался на принципе разделения властей: Правительствующий Сенат и министерства как органы исполнительной власти, Государственная дума — орган законодательной власти; Судебный Сенат — орган судебной власти. Важно то, что в Государственную думу предполагалось избрание представителей всех сословий. Сперанский предлагал поделить российское общество на три сословия — дворянство (ну куда ж без него), «среднее состояние» — купцы, мещане, государственные крестьяне и «народ рабочий» — крепостные, домашние слуги и рабочие. И как завершение этой конструкции — создание Государственного Совета, который должен был контролировать деятельность трёх ветвей власти, а также исполнять функции законодательно-совещательного органа при императоре. Но, как мы понимаем, этот проект крайне не понравился господам дворянам. Наличие крестьян в законодательном органе власти казалось им недопустимым. Поэтому единственное, что было сделано, это Государственный совет в 1810 году, как законосовещательный орган при императоре.

Сперанский

Сперанский

Особенно следует поговорить о решении крестьянского вопроса. В 1804-1805 гг. в Лифляндской и Эстляндской губерниях было запрещено продавать крестьян без земли, а также ввелось крестьянское самоуправление. Помимо этого, в 1809 г. был издан указ, запрещающий помещикам ссылать крестьян в Сибирь, а также публиковать объявления об их продаже. Таким образом, можно сказать, что, как и его отец, Александр всё-таки понимал важность отмены крепостного права. По крайней мере, его ограничения (не стоит забывать, что его власть опиралась на дворян). К тому же, уже после Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов в 1816-1819 годах, было отменено крепостное право в Прибалтике (Эстляндия, Курляндия и Лифляндия).

Также при Александре существовали полноценные проекты по отмене крепостного права по всей России. Например, в 1818 г. появился проект А.А. Аракчеева, согласно которому государство должно было за свой счёт купить у помещиков землю (не все крестьяне могли себе позволить выкупить землю), которую затем необходимо было распределить между крестьянами — по две десятины на душу. Ещё был проект Д.А. Курьева (1819), суть которого заключалась в разрушении крестьянской общины и формировании фермерских хозяйств. Можно по-разному относиться к этим проектам, но они так и не были реализованы.

Мы переходим ко второй половине царствования Александра, которую принято именовать консервативной (примерно 1815-1825 гг.). Консерватизм связан, прежде всего, с желанием императора сохранить и укрепить всё то, что уже было достигнуто за время его правления. Именно поэтому вышеупомянутые проекты остались только на бумаге. Александр уже не хотел их реализовывать, несмотря на собственное одобрение.

Более того, в дальнейшем его крестьянская политика станет по отношению к подобным идеям еще более репрессивной. Например, в 1822 г. было восстановлено право помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян «за дурные проступки».

Но более известными оказались военные поселения, создателем которых был уже известный нам А.А. Аракчеев. Целью их создания было уменьшение военных расходов с помощью соединения военной службы и хозяйственной деятельности крестьян. В таких губерниях Российской империи в обычные крестьянские деревни поселялись военные, и там устанавливался военный распорядок (в том числе и для крестьян). Очевидно, что такой режим мало кому нравился — в 1819 году было Чугуевское, а в 1831 г.

Новгородское восстание против поселений. Не была решена и финансовая сторона вопроса. Перевозка, сельскохозяйственная деятельность и т.п. требовали много расходов. Но, несмотря на это, военные поселения были отменены лишь в 1857 году.

После смерти Александра новых поселений уже не создавалось.

Другим известным проектом во второй половине царствования Александра был конституционный проект. После Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов, когда российские дворяне увидели, как хорошо живут европейцы, они захотели нечто подобное устроить и в России. Тем более, что в 1815 г. сам Александр даровал новой территории своего государства (Царство Польское) Конституцию, согласно которой сохранялся традиционный для польской государственности двухпалатный парламент (сейм). Причём на церемонии дарования Александр сам заявил о желании ввести Конституцию на всей территории России. И в 1821 г. уже известным нам Н.Н. Новосильцевым создаётся «Государственная уставная грамота», в которой говорилось о создании законосовещательного парламента из двух палат — Сенат (составляемый императором) и Посольская палата (выборный орган), а также предлагалось разделить государство на 12 наместничеств, для более эффективного управления. Но этот проект тоже остался лишь проектом.

Изменения в сторону «консервации» режима произошли и в сфере образования. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения (приоритеты меняются, господа), главой которого стал обер-прокурор Синода А.Н. Голицын. Именно с этого времени само название «министерство просвещения» начинает ассоциироваться не просто с просвещением и обучением, но и с проведением государственной политики. Также в 1819 г. 11 профессоров Казанского университета были уволены за вольнодумство.