... > История (ЕГЭ) > Япония в XVI...

Япония в XVI в.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

японских даймё Ода Нобунага Иэясу Токугава «Законы о военных домах»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Япония со второй половины XV в. и практически весь XVI в. страдала от гражданских и междоусобных войн, недаром этот период прозвали сэнгоку дзидай — «эпохой воюющих провинций». В стране между собой конфликтовали князья — даймё, сёгуны — верховные правители и императоры. Даймё содержали самурев — воинов. Так как даёме обеспечивали их, самураи были заинтересованы в сохранении их сильной власти и в случае крестьянских волнений самураи отправлялись на их подавление. Самураи хранили верность своим феодалам и занимались исключительно военным делом. Если честь самурая оказалась опозоренной, то он должен был покончить жизнь самоубийством. 

В первой половине XVI в. на территории Японии впервые появились португальские корабли. Именно португальцы познакомили японских даймё с стрелковым оружием — мушкетом и артиллерией — пушками. Появление такого оружия привело к строительству стен вокруг городов. Португальцам разрешили торговать и создавать колонии, где они активно занимались христианизацией населения. Продолжавшиеся в Японии внутренние конфликты были выгодны португальцам, т.к. конкурирующие стороны пытались всячески завлечь их на свою сторону. 

Бесконечные конфликты разоряли крестьян, торговцев, самураев, даймё и в прекращении огня были заинтересованы все слои японского общества. Одновременно, подозрение японцев вызывало и усиление европейцев, которые все активнее проникали в Японию, устанавливали свои правила и распространяли христианство. Борьбу за объединение Японии начал Ода Нобунага.

Ода Нобунага

Ода Нобунага

Нобунага был даймё из небольшой провинции Овари. Он был известен своей безжалостностью. Нобунага поощрял христиан в ненависти к буддистам, налаживал отношения с европейскими торговцами оружием. Он снабдил свои армии мушкетами, обучил новым тактикам ведения боя, поддерживал талантливых выходцев из разных слоев населения. В 1568 г. Нобунага захватил Киото и положил конец сёгунату Асикага. Ему удалось объединить под своей властью половину японских земель, но в 1582 г. был предан своими приближенными и вынужден покончить жизнь самоубийством. 

У власти оказался Тоётоми Хидэёси, который завершил воссоединение Японии, завоевал Сикоку, Кюсю, земли Ходзё. Он начал радикальные изменения в японском обществе, в том числе конфискацию мечей у крестьян, новые ограничения на даймё, гонения на христиан, тщательное межевание земли и новый закон, фактически запрещающий крестьянам и самураям менять свой социальный класс. Хидэёси определил всех тех, кто возделывал землю, как простолюдинов, этот акт, фактически предоставил свободу большинству японских рабов. Хидэёси стремился завоевать Китай и организовал два вторжения, но ему не удалось победить китайцев на территории Корейского полуострова. 

После его смерти началась междоусобица, в результате которой у власти оказался Иэясу Токугава. В 1603 г. Иэясу стал сёгуном. Так завершилось объединение Японии.

Иэясу Токугава

Иэясу Токугава

Период с 1600 по 1868 г. принято называть периодом Эдо или периодом Токугава. Сёгун правил из восточного города Эдо (современный Токио), отсюда и название периода. 

В 1615 г. был принят свод «Законы о военных домах», согласно которому, даймё было запрещено принимать выходцев из других владений у себя; даймё были обязаны оповещать о начале ремонта в своих замках; должны были получать разрешение на брак между семьями даймё; два раза в год каждый даймё должен был быть в Эдо. Важно запомнить! Император правил в Киото, а сёгун находился в Эдо. Император в Киото щедро финансировался правительством, но не имел политической власти.  Сёгунат Токугава пошел на многое, чтобы подавить общественные волнения. Суровые наказания, включая распятие на кресте, обезглавливание и смерть кипячением, были предусмотрены даже за самые незначительные правонарушения, хотя преступникам из высшего социального класса часто предоставлялась возможность совершить сэппуку («самопотрошение»). 

Христианство, которое рассматривалось как потенциальная угроза, постепенно подавлялось, пока, наконец, после возглавляемого христианами восстания Симабара в 1638 году религия не была полностью объявлена вне закона. Чтобы предотвратить дальнейшие иностранные идеи, сеющие инакомыслие, третий сегун Токугава, Иэмицу, ввел сакоку —изоляционистскую политику, согласно которой японцам не разрешалось выезжать за границу, возвращаться из-за границы или строить корабли, для плавания по океану. Единственными европейцами, допущенными на японскую землю, были голландцы, которым был предоставлен единственный торговый пост на острове Дэдзима в Нагасаки с 1634 по 1854 год. Китай и Корея были единственными другими странами, которым было разрешено торговать, к тому же, многие иностранные книги были запрещены к ввозу. 

В течение первого века правления Токугавы население Японии увеличилось вдвое и достигло тридцати миллионов, в основном из-за развития сельского хозяйства. Строительство сёгунатом дорог, отмена платы за проезд по дорогам и мостам и стандартизация чеканки монет способствовали коммерческой экспансии, которая также принесла пользу торговцам и ремесленникам городов. Городское население росло, но почти девяносто процентов населения продолжали жить в сельской местности. 

Одним из самых заметных изменений периода Эдо стало повышение грамотности населения. Значительно увеличилось количество частных школ, особенно при храмах и святилищах, и уровень грамотности поднялся до тридцати процентов. Возможно, это был самый высокий показатель в мире в то время.