Европейское Просвещение и рационализм
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Западная Европа в XVII в. внешне казалась спокойной. В то же время этот век был судьбоносным и поворотным. Он стал столетием, определившим путь развития Европы по дороге научно-технического прогресса и роль в нем художественной культуры.
Многие просветители были сторонниками «просвещённого абсолютизма», предполагающего, что исполнителем необходимых социальных преобразований будет законный монарх, воспитанный в духе просвещенческих идей, ибо образовать одного человека несравненно легче, чем весь народ. В XVIII в. ещё более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. С разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.
Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого «истинного друга прогресса и человечества» является «просветление умов», просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.
Первой в эту эпоху вступает
Во
Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер. По замыслу Д.Дидро в «Энциклопедии» должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д.
Кроме того, Европейское Просвещение и рационализм оказали влияние на искусство. Основные характеристики искусства этого времени – рационализм, академизм и классицизм – прямо связаны с принципами Просвещения и его философией. Истина и красота, гармония и познание разума – эти концепции были центральными для художников и архитекторов Европы XVIII века. Идеалом считалась гармония между человеком и природой, а также утверждение рационального и естественного порядка в искусстве.
Нельзя не упомянуть и широкий социокультурный контекст этого времени. В результате Просвещения и рационализма образовалось новое понимание человека и мира, что повлияло на всю европейскую культуру. Общество стало более критическим, опирающимся на знание и опыт, и стремилось к свободе, равенству и справедливости. Идеалы Просвещения и рационализма проникли во все сферы жизни, включая литературу, музыку, архитектуру, философию и политику.
Европейское Просвещение и рационализм стали настоящим наследием, которое и по сей день оказывает влияние на нашу культуру. Их идеи прочно вложены в основу современной образовательной системы, научного метода и политической организации во многих странах. Наш современный мир по-прежнему стремится к знанию, разуму и свободе, и в этом мы должны увидеть благотворное влияние Европейского Просвещения и рационализма. Непрерывное сохранение и передача этих идей будут продолжать формировать нашу культуру и общество в будущем.