... > История (ЕГЭ) > Живопись и архитектура...

Живопись и архитектура второй половины XIX в.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Живопись Архитектура
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Живопись

В живописи, как и в литературе, доминирующим можно назвать стиль реализм и его вариант — критический реализм. В 1863 г. в Петербурге произошел знаменитый «бунт 14-ти», в ходе которого группа выпускников Академии художеств в Санкт-Петербурге отказалась писать дипломные работы на классические сюжеты, заявив, что такое задание не имеет никакого отношения к действующей реальности, никоим образом не способствует популярности живописи, да и заработку художников тоже. А значит, нет никакого смысла писать картины про то, что исторически слишком далеко от проблем окружающей действительности. Соответственно, художники основали свое товарищество, которое стало известно, как «Товарищество передвижных художественных выставок».

А значит, их целью было не только писать действительность, но и показывать картины широким народным массам, что в будущем определило написание тех картин, которые хочет публика, на те мотивы и сюжеты, которые ей будут понятны и желанны. Предводителем передвижников принято считать И. Н. Крамского, хотя помимо него в этом обществе были не менее известные и талантливые художники — Г. Г. Мясоедов, H. H. Ге, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов и др.

Можно сказать, что из всей плеяды передвижников, наверное, самыми популярными и известными были И. Е. Репин и В. И. Суриков. Хотя, конечно, ни в коем случае нельзя сводить все творчество передвижников к этим двум авторам, но история сложилась таким образом, что у них была большая публика (да и в ЕГЭ они встречаются чаще, чем остальные).

Среди наиболее известных картин И. Е. Репина можно вспомнить следующие: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Крестный ход в Курской губернии», портреты знаменитых деятелей культуры, науки, политики (была легенда, что написание Репиным картины вело за собой смерть того, кого он писал).

Можно вспомнить и исторические картины художника: «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Но более известным «историческим» художником и по сей день считается В. И. Суриков, картины которого часто можно встретить в учебниках по истории: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».

Но, конечно, не только эти художники писали картины на исторические темы. Можно вспомнить художников H. H. Ге («Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»), Серию картин, посвященных Отечественной войне 1812 г. и Русско-турецкой войне 1877–1878 гг., создал В. В. Верещагин, перу которого принадлежит знаменитая картина «Апофеоз войны» (написана во время покорения Средней Азии).

 «Апофеоз войны»

«Апофеоз войны»

Учитывая этот поворот художников к темам, близким народу, к тому, что во многом народ и определяет, закономерным было появление творчества В. М. Васнецова, который для написания своих картин использовал сказочные сюжеты: «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Гусляры», «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Наибольшую известность как пейзажист получил в это время И. И. Шишкин («Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща»). Еще можно вспомнить картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» и И. И. Левитана «Над вечным покоем».

«Над вечным покоем»

«Над вечным покоем»

Многие полотна передвижников были приобретены купцом и меценатом П. М. Третьяковым, который после своей смерти завещал свою знаменитую уже тогда коллекцию г. Москве.

Архитектура

В архитектуре этого времени нельзя выделить какого-то одного доминирующего

стиля: можно говорить о существовании развитых классицизма и ампира. Но, наверное, более распространенным (но не доминирующим) был стиль эклектика, который подразумевал смешение стилей (готика + ампир, романский стиль + классицизм и т. п.) Но благодаря развитию капитализма можно говорить о том, что строить в принципе стали чаще и больше — города застраивались доходными домами, банками, магазинами, вокзалами. В русско-византийском стиле продолжает творить К. А. Тон, который в этом стиле построил храм Христа Спасителя в Москве.

Городская дума в Москве

Городская дума в Москве

В русском (или «псевдорусском») стиле были воздвигнуты здания Исторического музея архитектора В. О. Шервуда, Городской думы в Москве архитектора Д. Н. Чичагова, а также комплекс зданий Верхних торговых рядов в Москве архитектора А. Н. Померанцева.