Концепция К. Менгера об обмене благ
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
К. Менгер пытался найти ответ на вопрос, почему самые необходимые человеку блага вовсе не являются самыми ценными. Согласно его концепции, ценность определяется соотношением потребности в благах и их количеством. Ценность зависит от субъективной оценки людьми благ, удовлетворяющих те или иные их потребности. Наиболее высоко ценятся относительно редкие блага.
Теория К. Менгера может быть проиллюстрирована следующей таблицей, содержащей условный пример:
Пример теории К. Менгера
Таблица показывает постепенное снижение потребности в каждом благе по мере ее насыщения (по мере увеличения запаса этого блага) и сравнительную остроту потребностей человека в различных благах.
В качестве примера в таблицу включены три продукта (хлеб, сыр и бананы), обладающие, по субъективным оценкам потребителей, различной сравнительной ценностью. Оценка сравнительной ценности выражена в баллах по горизонтали (по строкам таблицы). Наибольшей ценностью для потребителя обладает хлеб (10 баллов), далее следуют сыр и бананы (соответственно 9 и 8 баллов).
Ценность каждого блага снижается по мере увеличения их количества (по мере насыщения спроса), что показано цифрами. Так, при наименьшем уровне насыщения потребности в хлебе это благо получает оценку в 10 баллов, а при достижении пятой ступени насыщения – 6 баллов. То же относится и к любому другому благу. Таким образом, согласно К. Менгеру, ценность блага определяется не количеством труда, затраченного на его производство (как это предусматривает теория трудовой стоимости), а субъективными оценками потребителей.
Ценность, по мнению К. Менгера, субъективна «не только по своему существу, но и по своей мере». Вместе с тем Менгер признавал, что затраты труда находятся в непосредственной связи с величиной ценности.
К. Менгер рассматривал субъективные оценки потребителями ценности тех или иных благ в качестве основы формирования рыночных цен на соответствующие товары, основы процесса ценообразования.