Неоклассический синтез Пола Самуэльсона
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В середине XX в. появилось новое течение экономической мысли, получившее название «неоклассический синтез». Неоклассический синтез представляет собой некоторое объединение (синтез) противостоящих друг другу экономических концепций. Это объединение возникло на основе разработки более общей теории, отражающей позитивное содержание альтернативных экономических концепций и примиряющей их. Неоклассический синтез – направление экономической мысли, получившее распространение преимущественно среди англо-американских экономистов.
Одним из авторов неоклассического синтеза стал Пол Самуэльсон (род. в 1915). Самуэльсон больше известен как автор самого популярного американского учебника по дисциплине «Экономикс», переведенного на многие языки и пользующегося большой популярностью во многих странах мира.
Вместе с тем П. Самуэльсон проявил себя не только на педагогическом поприще (как автор учебника), но и в научных исследованиях в качестве экономиста-теоретика. В 1970 г. ему была присуждена Нобелевская премия – «За научную работу, развившую статическую и динамическую экономическую теорию и внесшую вклад в повышение общего уровня анализа в области экономической науки».
К другим наиболее известным представителям неоклассического синтеза относят Василия Леонтьева (род. в 1906) – американского экономиста русского происхождения, также лауреата Нобелевской премии, и английского экономиста Джона Хикса (1904–1989).
Объединяющей основой нового направления служат две идеи: максимизация результатов и принцип движения к состоянию равновесия.
П. Самуэльсон является автором теории выявленных предпочтений потребителей. Смысл этой теории заключается в следующих положениях: потребитель, выбирая для себя какие-то блага, не занимается соизмерением степени их полезности. Он не в состоянии производить соответствующие вычисления, строить графики и т. д. И все же принимаемые им решения оказываются рациональными, а принципы решения являются устойчивыми во времени. Покупатель старается «избегать внезапных и неожиданных перемен в своем поведении как покупателя». Приобретая товары и услуги, потребитель стремится получить от каждого истраченного доллара равную полезность. Если меняются цены или уровень дохода покупателя, он корректирует свой выбор, однако он не будет приобретать товары или услуги по новым более высоким ценам, если их можно приобрести по старым, более низким ценам.
П. Самуэльсон соединяет методы воздействия государства на экономику, рекомендованные Дж. Кейнсом и М. Фридменом. По мнению П. Самуэльсона в зависимости от конкретной обстановки могут использоваться как рекомендованные Дж. Кейнсом бюджетные методы, так и предлагаемые М. Фридменом денежно-кредитные приемы.