Элементы управляемости международных отношений в 1990-е гг.
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Иногда под
Межправительственные организации как элементы управления. Свою роль сыграла и глобализация по американскому образцу. Глобализация вывела на мировую сцену межправительственные организаций, НПО, транснациональные корпорации, общественные движения и выдающихся деятелей, которые влияют на мировые процессы, создавая особую форму управления международной системой, основной характеристикой которой является переплетение интересов государств в политической, экономической и социальной областях. Новые субъекты формируют институциональные рамки международного политического процесса, в котором участвуют, как государственные, так и негосударственные факторы.
Процесс интернационализации и усиления взаимозависимости мировой экономической системы идет в двух плоскостях – в глобальной и в плоскости региональной интеграции. Региональные образования не возводят дополнительных тарифных барьеров, а снимают их, тарифы снижаются в глобальном плане в рамках ВТО. Кроме того, некоторые страны являются участниками нескольких региональных группировок. Например, США, Канада, Мексика полноправно участвуют как в АТЭС, так и в НАФТА. А подавляющее большинство транснациональных корпораций одновременно функционирует в орбитах всех существующих региональных организаций.
Новые качества
Мировая экономика становится настолько взаимосвязанной и взаимозависимой, что интересы всех ее активных участников требуют сохранения стабильности не только в экономическом, но и военно-политическом плане. Но наиболее существенным, в том числе и для формирования новой системы международных отношений, является тот факт, что процесс создания нового мирового экономического сообщества взаимодействует с демократическими преобразованиями социально-политического поля. Кроме того, в последнее время глобализация мировой экономики все больше играет роль стабилизатора мировой политики и сферы безопасности.
Сочетание
Качество процесса принятия решений и эффективность политических систем наиболее развитых и влиятельных государств мира во многом определяет способность международного сообщества понять природу главных угроз стабильности международной системы и предложить адекватные и эффективные способы по их устранению. Несмотря на то, что социально-политическое пространство Запада управляется относительно эффективно, частая неспособность государств Европы и Северной Америки проводить правильную политику в отношении «развивающихся» стран является одной из существенных причин деградации глобальной управляемости.