... > История международных отношений > Элементы управляемости международных...

Элементы управляемости международных отношений в 1990-е гг.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

глобальным регулированием Глобализация мировой экономической системы либерализации и глобализации
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Иногда под глобальным регулированием в литературе понимаются действия одного участника, направленные в отношении всей международной системы. Особенно это характерно для сторонников так называемой «американской империи». Подобное понимание представляется некорректным. Действия США в отношении всей международной системы являются как раз «классическим» видом регулирования, глобальное же регулирование представляет собой результирующую действий в отношении системы США плюс всех других ее участников.

Межправительственные организации как элементы управления. Свою роль сыграла и глобализация по американскому образцу. Глобализация вывела на мировую сцену межправительственные организаций, НПО, транснациональные корпорации, общественные движения и выдающихся деятелей, которые влияют на мировые процессы, создавая особую форму управления международной системой, основной характеристикой которой является переплетение интересов государств в политической, экономической и социальной областях. Новые субъекты формируют институциональные рамки международного политического процесса, в котором участвуют, как государственные, так и негосударственные факторы.

Глобализация (взаимозависимость всех стран) мировой экономики, также внесла элемент управляемости в международных отношениях 1990-х гг.

Процесс интернационализации и усиления взаимозависимости мировой экономической системы идет в двух плоскостях – в глобальной и в плоскости региональной интеграции. Региональные образования не возводят дополнительных тарифных барьеров, а снимают их, тарифы снижаются в глобальном плане в рамках ВТО. Кроме того, некоторые страны являются участниками нескольких региональных группировок. Например, США, Канада, Мексика полноправно участвуют как в АТЭС, так и в НАФТА. А подавляющее большинство транснациональных корпораций одновременно функционирует в орбитах всех существующих региональных организаций.

Новые качества мировой экономической системы — стремительное расширение зоны рыночного хозяйства, либерализация национальных экономик и их взаимодействие через посредство торговли и международных инвестиций, космополитизация все большего числа субъектов мировой экономики — ТНК, банков, инвестиционных групп – оказывают серьезное влияние на мировую политику, международные отношения.

Мировая экономика становится настолько взаимосвязанной и взаимозависимой, что интересы всех ее активных участников требуют сохранения стабильности не только в экономическом, но и военно-политическом плане. Но наиболее существенным, в том числе и для формирования новой системы международных отношений, является тот факт, что процесс создания нового мирового экономического сообщества взаимодействует с демократическими преобразованиями социально-политического поля. Кроме того, в последнее время глобализация мировой экономики все больше играет роль стабилизатора мировой политики и сферы безопасности.

Сочетание либерализации и глобализации мировой экономики наряду с очевидными выгодами несет в себе и скрытые угрозы. Как показал финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, России, затронувший рынки всего мира, новое состояние мирового хозяйства означает глобализацию не только позитивных, но и негативных тенденций. Понимание этого заставляет мировые финансовые институты спасать экономические системы Южной Кореи, Сянгана, Бразилии, Индонезии, России. Глобализация рисков потребует глобализации их менеджмента, совершенствования таких структур, как ВТО, МВФ и группа семи ведущих индустриальных держав.

Качество процесса принятия решений и эффективность политических систем наиболее развитых и влиятельных государств мира во многом определяет способность международного сообщества понять природу главных угроз стабильности международной системы и предложить адекватные и эффективные способы по их устранению. Несмотря на то, что социально-политическое пространство Запада управляется относительно эффективно, частая неспособность государств Европы и Северной Америки проводить правильную политику в отношении «развивающихся» стран является одной из существенных причин деградации глобальной управляемости.