ЕС и интеграция стран Центральной и Восточной Европы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

реформаторами ЦВЕ Европейский союз Европейские соглашения Критерии: Амсатердмского договора
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Избранная Европейским союзом первоначальная тактика отсрочки решения о перспективе расширения за счет стран ЦВЕ основывалась на стремлении избежать, по крайней мере в ближайшем будущем, увеличения расходов, связанных с расширением, а также сохранить статус-кво в политике распределения доходов и расходов среди членов ЕС. Исходя из позиции членов Европейского союза, помощь в реализации трансформационного процесса в странах ЦВЕ даже в течение долгого времени не была бы таким финансовым бременем, как в случае расширения трансфертных платежей для новых членов. В качестве альтернативы вступления допускалось несколько вариантов формирования и развития отношений между ЕС и странами — реформаторами ЦВЕ: от частичного членства до возможности создания Общеевропейской конфедерации. Однако ни один из предлагаемых вариантов не подразумевал полного членства: только эффективное сотрудничество и секторальную взаимосвязь, прежде всего торговую интеграцию. Наиболее желаемым результатом такого взаимодействия явилось бы открытие границ между ЕС и его соседями. При этом институциональная организация ЕС, в частности процесс принятия решений, оставалась бы незыблемой.

Несмотря на отсутствие разработанной долгосрочной стратегии отношений со странами ЦВЕ, в начале 1990-х гг. Европейский союз дифференцировал восточноевропейские страны. Была применена ступенчатая договорная политика в отношении стран ЦВЕ, что способствовало созданию запаса времени, необходимого для четкого определения последовательности действий, круга участников и различных перспектив для стран бывшего социалистического блока. В 1991 г. были заключены Европейские соглашения с тремя странами ЦВЕ: Венгрией, Польшей и Чехословакией. Таким образом, центральноевропейские страны были поставлены на первое место в иерархии отношений ЕС со странами-реформаторами. Процесс заключения Европейских соглашений с остальными странами растянулся на пять лет. Словения, Соглашение с которой было заключено в 1996 г., оказалась последней в этом списке.

Европейские соглашения являются классическим инструментом внешней политики ЕС и предусматривают ассоциативную форму отношений третьих стран с ЕС. Данные соглашения представляют собой так называемые «соглашения второго поколения», после ратификации которых со стороны ЕС утратили силу Соглашения о торговле и сотрудничестве со странами ЦВЕ. В Европейских соглашениях затронуты не только экономические вопросы, но и вопросы правовых преобразований, что заложило основу политического диалога и широкомасштабного сотрудничества в экономической, научной и технической областях между ЕС и странами ЦВЕ. Целью данных соглашений в первую очередь являлось создание зоны свободной торговли в течение 10 лет. Европейские соглашения потребовали от ЕС в некоторых торговых областях нахождения равновесия между соблюдением интересов отдельных государств-членов и необходимостью открытия рынка для стран ЦВЕ. Особенно трудно это сделать в отношении так называемых «чувствительных» продуктов (уголь, сталь, текстиль) и сельскохозяйственных товаров.

В то же время Европейские соглашения изначально не были задуманы ни как предварительный этап расширения, ни как часть всеобъемлющей концепции формирования общеевропейского политического и экономического пространства. Европейские соглашения считаются последней ступенью перед вступлением, но не являются основанием возникновения требования вступления. Так в преамбуле Европейских соглашений со странами ЦВЕ в качестве конечной цели определено членство в ЕС. Однако ни дата, ни специальные условия вступления конкретно не определены. Также Европейские соглашения не содержат дополнительного финансового протокола, на подписании которого настаивали страны ЦВЕ и который стал бы главной финансовой опорой в реализации целей данных соглашений. Страны-реформаторы требовали качественного повышения значимости Европейских соглашений. В своем статусе ассоциированных членов, который ставил их в привилегированное положение по сравнению с остальными трансформирующимися странами, они видели лишь навязанную переходную стадию к столь желаемому вступлению в ЕС.

Поворотным моментом в политике Европейского союза в отношении стран ЦВЕ стал Копенгагенский саммит ЕС в июне 1993 г. Европейский союз впервые официально дал обещание расширить свои ряды за счет стран ЦВЕ. Были установлены критерии вступления, оговорены условия, которые должны выполнить потенциальные кандидаты до вступления в ЕС. Также были определены критерии и для самого ЕС

Критерии: Демократия, Права человеке, Верховенство закона, Уважение и защита прав меньшинств, свободная рыночная экономика.

1994—1997 гг. В данный период происходит формирование восточной интеграционной политики Европейского союза. На саммите Европейского совета в Эссене в декабре 1994 г. была принята стратегия сближения, ключевыми элементами которой являются структурированный диалог, Европейские соглашения, программа Фаре и Белая книга, а также участие в общесоюзных программах.

На заседании Европейского совета в Мадриде (декабрь 1995 г.) было принято решение начать переговоры о вступлении со странами-кандидатами через шесть месяцев после окончания намеченной на 1996 г. правительственной конференции. Европейской комиссией был представлен промежуточный доклад под названием «Повестка дня для XXI века» о геополитических последствиях расширения. В докладе перечислены такие вызовы расширения, как проблемы новой организации европейской архитектуры безопасности, активизация «уже начатой политики диалога, сотрудничества и партнерства» с теми государствами, которые находятся вне процесса расширения, в частности с Россией, Украиной, Турцией и странами Средиземноморья. Ввиду различных геополитических интересов государств — членов ЕС расширение на Восток должно было быть сбалансировано усилением деятельности ЕС в Средиземноморском регионе.

Правительственная конференция ЕС закончилась в июне 1997 г. подписанием Амсатердмского договора, который не решил вопросов институциональной реформы ЕС, от успеха проведения которой в прямую зависимость было поставлено расширение ЕС. В июле 1997 г. Европейская комиссия издает «Повестку дня 2000», состоящую из трех частей. Одна из них касалась расширения ЕС и содержала рекомендации в отношении стран-кандидатов, разработанные ЕК по поручению Мадридского саммита 1995 г., в основу которых был положен факт выполнения критериев вступления странами ЦВЕ.

Окончательно страны ЦВЕ пополнили ряды ЕС в 2004 г.