ЕС и интеграция стран Центральной и Восточной Европы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Избранная Европейским союзом первоначальная тактика отсрочки решения о перспективе расширения за счет стран ЦВЕ основывалась на стремлении избежать, по крайней мере в ближайшем будущем, увеличения расходов, связанных с расширением, а также сохранить статус-кво в политике распределения доходов и расходов среди членов ЕС. Исходя из позиции членов Европейского союза, помощь в реализации трансформационного процесса в странах ЦВЕ даже в течение долгого времени не была бы таким финансовым бременем, как в случае расширения трансфертных платежей для новых членов. В качестве альтернативы вступления допускалось несколько вариантов формирования и развития отношений между ЕС и странами —
Несмотря на отсутствие разработанной долгосрочной стратегии отношений со странами ЦВЕ, в начале 1990-х гг.
В то же время Европейские соглашения изначально не были задуманы ни как предварительный этап расширения, ни как часть всеобъемлющей концепции формирования общеевропейского политического и экономического пространства. Европейские соглашения считаются последней ступенью перед вступлением, но не являются основанием возникновения требования вступления. Так в преамбуле Европейских соглашений со странами ЦВЕ в качестве конечной цели определено членство в ЕС. Однако ни дата, ни специальные условия вступления конкретно не определены. Также Европейские соглашения не содержат дополнительного финансового протокола, на подписании которого настаивали страны ЦВЕ и который стал бы главной финансовой опорой в реализации целей данных соглашений. Страны-реформаторы требовали качественного повышения значимости Европейских соглашений. В своем статусе ассоциированных членов, который ставил их в привилегированное положение по сравнению с остальными трансформирующимися странами, они видели лишь навязанную переходную стадию к столь желаемому вступлению в ЕС.
Поворотным моментом в политике Европейского союза в отношении стран ЦВЕ стал Копенгагенский саммит ЕС в июне 1993 г. Европейский союз впервые официально дал обещание расширить свои ряды за счет стран ЦВЕ. Были установлены критерии вступления, оговорены условия, которые должны выполнить потенциальные кандидаты до вступления в ЕС. Также были определены критерии и для самого ЕС
1994—1997 гг. В данный период происходит формирование восточной интеграционной политики Европейского союза. На саммите Европейского совета в Эссене в декабре 1994 г. была принята стратегия сближения, ключевыми элементами которой являются структурированный диалог, Европейские соглашения, программа Фаре и Белая книга, а также участие в общесоюзных программах.
На заседании Европейского совета в Мадриде (декабрь 1995 г.) было принято решение начать переговоры о вступлении со странами-кандидатами через шесть месяцев после окончания намеченной на 1996 г. правительственной конференции. Европейской комиссией был представлен промежуточный доклад под названием «Повестка дня для XXI века» о геополитических последствиях расширения. В докладе перечислены такие вызовы расширения, как проблемы новой организации европейской архитектуры безопасности, активизация «уже начатой политики диалога, сотрудничества и партнерства» с теми государствами, которые находятся вне процесса расширения, в частности с Россией, Украиной, Турцией и странами Средиземноморья. Ввиду различных геополитических интересов государств — членов ЕС расширение на Восток должно было быть сбалансировано усилением деятельности ЕС в Средиземноморском регионе.
Правительственная конференция ЕС закончилась в июне 1997 г. подписанием
Окончательно страны ЦВЕ пополнили ряды ЕС в 2004 г.