Германский вопрос в послевоенном урегулировании в Европе. Потсдамская конференция о германском вопросе
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Потсдамская конференция
Главным форумом, на котором решалась судьба Германии, стала Потсдамская (Берлинская) конференция (17 июля-2 августа 1945 г.). Она завершилась подписанием двух документов - Протокола Берлинской конференции трех великих держав и обширного Сообщения о Берлинской конференции трех держав (2 августа 1945 г.), состоявшего из 15 глав. В этих документах были зафиксированы основные принципы будущей политики победителей в отношении Германии. В Потсдамской конференции принимали участие представители только трех великих держав (СССР, США и Великобритании). Франция была приглашена присоединиться к потсдамским решениям позднее и официально примкнула к ним в начале августа 1945 г.
Потсдамская конференция
Германский вопрос
Программа четырех «д»
Ключевым элементом будущего урегулирования германских дел, согласно тексту Сообщения о Потсдамской конференции, должна была стать так называемая программа четырех «д»:
демилитаризации (ликвидация всей германской военной машины, слом германского военного потенциала и запрещение военного производства);
декартелизации (упразднение чрезмерной концентрации экономической мощи);
денацификации (упразднение и запрещение нацистской партии и всех связанных с ней организаций);
демократизации (ликвидация фашистского полтического режима и гос устройства, постепенная реконструкция политической жизни на демократической основе) послевоенной Германии.
В стране предстояло разрушить основы военного производства, запретить создание крупных промышленных объединений монопольного типа, провести политическую чистку в целях отстранения от политической жизни бывших активистов нацистского режима, провести пересмотр учебных программ и перестройку системы воспитания и образования для искоренения идеологии реванша, расовой исключительности и национализма.
Территория
По решению конференции от Германии отделялись территории Восточной Пруссии и большей части Померании и Силезии. Конференция в принципе соглашалась с передачей Советскому Союзу восточной части Восточной Пруссии с г. Кенигсбергом (совр. Калининград), причем США и Великобритания обязались поддержать это решение на будущей конференции о предстоящем мирном урегулировании. Относительно границ Польши в сообщении конференции говорилось, что Польша получит западную часть Восточной Пруссии и земли к востоку от линии Одер—Западная Нейсе — эти районы и соответствовали историческим областям Померании и Силезии. Восточная граница Германии должна была отныне проходить по линии река Одер—река Западная Нейсе.
Население
В ходе потсдамских обсуждений было решено осуществить перемещение в западные районы Германии этнического немецкого населения, проживавшего ранее на отделяемых от Германии территориях советской и польской частей Восточной Пруссии, в переходивших к Польше Померании и Силезии, Судетской области (возвращенной Чехословакии), а также ряде районов Венгрии. Решения о перемещении населения официально затронули судьбу 6,5 млн немцев. На самом деле поток беженцев было гораздо больше.
Суд
В соответствии с постановлениями Потсдамской конференции в г. Нюрнберге (в Баварии) с ноября 1945 г. по октябрь 1946 г. был проведен показательный суд над нацистскими военными преступниками, в результате которого ряд высших деятелей бывшей нацистской партии и Германского рейха были признаны виновными в преступлениях против человечества и казнены.
Территориальное деление
Территория Германии за вычетом отделенных от нее областей была разделена на четыре оккупационные зоны: советскую, американскую, британскую и французскую. Город Берлин, оказавшийся в центре советской зоны оккупации, после его взятия советскими войсками (при участии американских частей) в мае 1945 г., был таким же образом разделен на четыре сектора.
Орган регулирования
Для проведения скоординированной политики в оккупационных секторах Германии был сформирован Контрольный совет как верховный орган четырех держав в отношении германских дел. Он состоял из главнокомандующих оккупационными войсками союзных держав в Германии и принимал решения на основе единогласия.
Конференция постановила создать Совет министров иностранных дел (СМИД), на который была возложена обязанность, во-первых, решать текущие вопросы управления оккупированной Германией, а во- вторых, готовить общую конференцию для заключения мирных договоров со странами — бывшими союзницами Германии и урегулирования вопроса о бывших итальянских колониях.
Потсдамские решения в отношении Германии не имели статуса международного договора и не подлежали ратификации. Зафиксированные в них положения при всей их важности носили предварительный характер, окончательные решения относились на будущее — время, когда в Германии будет образовано новое законное центральное правительство.
Потсдамская конференция, казалось, заложила прочные основы сотрудничества держав по германской проблеме. Однако интересы победивших держав в вопросах оккупационной политики стали расходиться. Первыми спорными вопросами оказались репарационные платежи и свобода перетоков товаров и финансовых ресурсов между советской и западными зонами оккупации.
Репарации
Понеся огромные потери в войне, СССР считал себя вправе получить их должное возмещение за счет германской стороны. Он настаивал на выделении ему большой доли репарационных выплат. Во время Ялтинской конференции президент США Франклин Рузвельт фактически согласился с тем, что советская сторона должна получить с Германии до 10 млрд долл. репараций. В ходе переговоров советской, американской и британской делегаций в Лондоне в рамках репарационной комиссии стороны пришли к общему мнению, что из общей суммы немецких репарационных платежей СССР и Польша должны получить 50%, Великобритания и США — 40%, а остальные страны-члены антигитлеровской коалиции — 10%. В принципе в Вашингтоне были согласны с тем, что советская сторона должна получить до 25% демонтированного союзниками в Руре оборудования. Западные партнеры, признавая справедливость советских требований изначально, со временем стали считать их чрезмерными.
Москва предпочитала получать репарационные выплаты от Германии в форме текущей товарной продукции в интересах собственной промышленности. Однако советские оккупационные власти не соглашались сотрудничать с западными коллегами в обеспечении продовольственных поставок из восточной зоны в западные. Восточные районы были до войны житницей Германии, и отказ советских властей отправлять продовольствие в западные регионы поставил их в тяжелое положение.
Контрольный совет не справлялся с задачей управления Германией как единым экономическим целым. Связи между частями страны не восстанавливались. Следствием было нарастание признаков экономического бедствия. Нестабильная финансовая система послевоенной Германии страдала от роста инфляции и дефицита. Ситуация становилась отчаянной: речь шла не о восстановлении нормального экономического развитии, а о спасении населения от голода. Американские исследователи отмечают, что к началу 1946 г. немцы в некоторых районах западных секторов были на грани голодной смерти.