Прозападный курс Б. Ельцина – А. Козырева, его идеологическая, политическая и экономическая мотивация

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

А.В. Козырев атлантизма Первая концепция внешнеполитические шаги «расширения демократии»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Сразу после распада Советского Союза Социалистических республик молодая российская дипломатия не имела опыта построения концептуальных основ. Вначале 1990-х г. перед Министерством иностранных дел стояла сложнейшая задача. Она состояла в том, чтобы предстояло выстроить новый внешнеполитический вектор с минимальными потерями в резко изменившихся международных реалиях. Поиски методологических основ внешней политики в полном объеме представлены в основных документах, определяющих внешнюю политику страны в условиях формирования новой системы международных отношений.

В 1990-е г. внешнеполитический вектор охарактеризовался полным политическим доминированием атлантистов, представителем которых тогда был министр иностранных дел А.В. Козырев. Наиболее ясно и полно доктрина атлантизма (идеологическая база) была изложена в «Концепции внешней политики Российской Федерации» от 1993г.

Первая концепция внешней политики Российской Федерации была принята в 1992-1993 гг. Документ официально закрепил прозападный уклон внешней политики, который длился до 1994 г. Концепция провозглашала возрождение России как свободного, демократического государства, и предполагала включение Российской Федерации в мировое сообщество как великой державы. Приоритетными задачами являлись интеграция в мировую экономическую систему и контроль над вооружениями. В Концепции отмечалось признание большого значения «нового политического мышления».

Российская внешняя политика в этом смысле и в этот период была отражением и продолжением внутренней. Демонтируя советский строй внутри страны, российское правительство помогало ломать остатки прежнего международного порядка, который казался частью того наследия СССР, от которого можно было избавляться. Этим самым Москва желала доказать свою приверженность солидарности с Западом. В США и ЕС в это время разворачивались дискуссии о новом мировом порядке и глобальном демократическом обществе.

Вместе с тем терпимость России по отношению к американской активности в Восточной Европе принесла некоторые выигрыши. США и страны ЕС стали поддерживать запросы Москвы в международных финансовых институтах — МВФ и Всемирном банке. Крупные заимствования из этих структур были важным условием экономического выживания России, которая с 1992 года в результате «шоковой терапии» правительства Е.Т.Гайдара несколько лет пребывала в ситуации, близкой к экономическому краху.

Исходя, из Концепции, можно сделать вывод, что новое видение Россией себя в новых границах и в условиях глобальных изменений предопределило отношение к странам постсоветского пространства, Балтии и Центрально-восточной Европы как к равноправным партнерам, с которыми необходимо выстраивать принципиально новые отношения. Взаимовыгодное партнерство с США и Европой являлось главным приоритетным направлением для благоприятного вхождения России в сообщество развитых государств.

По мнению Богатурова, прозападный уклон в политике включал в себя абсолютное копирование либеральной западной модели общества и единогласие во всех решениях с Западом. На тот период времени Россия нуждалась в Западе как в партнере, который мог дать ей кредиты, технологии и выход в мировую экономическую

Тимофеев отмечает что, в то же время приближался кризис новой политической идентичности. Изменение политической идентичности было связано с ожиданием включения Российской Федерации в западное сообщество как равного партнера, которому необходимо помочь с помощью западных технологий и инвестиций. В конечном итоге, политические уступки не помогли в реализации главного ожидания.

Первые внешнеполитические шаги на мировой арене выстраивались с точки зрения трансформации политического курса страны. В 1993 г. подписывается договор о дальнейшем сокращении ядерных вооружений (СНВ-2), российские войска выводятся с Кубы. К 1994 г. окончательно выводятся войска из Германии, стран ЦВЕ, стран Балтии.

Началось формирование «квазисоюзнических» отношений между Россией и Соединенными Штатами. Американские политики говорили о том, что основой российско-американского сближения является сотрудничество в демократическом преобразовании России.

Погруженная во внутренние неурядицы Россия в первой половине 1990-х годов не могла проводить активную внешнюю политику. Нарастание присутствия США в Центральной и Восточной Европе, и странах бывшего СССР не вызывало протестов и противодействия. Россия не только не выразила беспокойства в связи с американской концепцией «расширения демократии» в 1993 году, но и приветствовала ее, ошибочно предположив, что реализация этой программы принесет ей материальную пользу.

Вместе с тем терпимость России по отношению к американской активности в Восточной Европе принесла некоторые выигрыши. США и страны ЕС стали поддерживать запросы Москвы в международных финансовых институтах — МВФ и Всемирном банке. Крупные заимствования из этих структур были важным условием экономического выживания России, которая с 1992 года в результате «шоковой терапии» правительства Е.Т.Гайдара несколько лет пребывала в ситуации, близкой к экономическому краху.