... > История международных отношений > Развитие хельсинского процесса...

Развитие хельсинского процесса во второй половине 1970-х – 90-х гг. Парижская хартия для новой Европы (1990)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Хельсинский процесс 1975-1990 гг Парижская хартия для Новой Европы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Хельсинский процесс и СБСЕ

Хельсинкский процесс — процесс перестройки европейской системы международных отношений на принципах, призванных обеспечить мир, безопасность и сотрудничество. Начало ему было положено Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, завершающая стадия которого состоялась в Хельсинки в 1975 г. В Совещании приняли участие руководители 33 европейских государств, а также США и Канады.

СБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности.

  • Первый период существования процесса СБСЕ охватывает август 1975 — январь 1989 г. Не смотря на то, что процесс, по мнению ряда наблюдателей, стал пробуксовывать, тем не менее, он привнес в европейскую политическую и дипломатическую жизнь несколько важных позитивных изменений:

  • Впервые понятие «безопасность» было расширено таким образом, что из чисто военно-политического, оно стало многомерным, включив в себя и политические отношения, и военные и торгово-экономические, и экологические, и даже частично права человека.

  • Значительно возросла роль средних и малых государств Европы.

  • Внедрение в европейскую политическую жизнь принципа консенсуса. Прогресс на переговорах зависел от умения найти компромисс, добиться соблюдения интересов больших и малых стран.

  • Создание и функционирование форума и механизма общеевропейских переговоров.

1975-1990 гг.

В течение 1975-1990 гг. в рамках СБСЕ состоялось около 10 встреч министров иностранных дел 35 государств-членов СБСЕ, дважды – в 1975 и 1990 гг. встречались главы государств. В этот период времени именно СБСЕ стало одним из важных форумов и механизмов согласования и решения общеевропейских проблем. В этот период стержнем процесса СБСЕ оставались проблемы прав человека, контактов между людьми, эмиграции, воссоединении семей, заключения браков между гражданами различных государств, создания нормальных условий для работы журналистов и т.д. Этот период характеризовался активизацией деятельности многочисленных правозащитных организаций, подъемом диссидентского движения в государствах восточного блока, во многом инициированном «хельсинским духом», и как следствие обострением отношений между Востоком и Западом.

 В неблагоприятных условиях идеологической дуэли между двумя сверхдержавами – СССР и США, состоялась Белградская (1977-1978) встреча представителей государств участников СБСЕ. В это время шло обсуждение и принимались конкретные шаги по производству крылатых ракет и нейтронного оружия. Одновременно администрация Президента Дж. Картера развернула массированную кампанию против СССР и его союзников по вопросам прав человека. Делегации восточного блока предлагали меры по углублению военной разрядки: ограничить военные маневры по 50-60 тысяч человек, заблаговременно уведомлять о проведении военно-морских и военно-воздушных учениях, запретить размещение новых иностранных военных баз и наращивание численности иностранных войск в Европе. Запад: предложенные вопросы выходят за рамки компетенции встречи и относятся к компетенции НАТО и ОВД. Поэтому они предлагали направить деятельность форума на обсуждение вопросов о правах человека. В результате Белградской встречи был принят малозначащий итоговый документ. В нем содержалось лишь решение продолжить переговоры участников Совещания и с этой целью организовать вторую встречу в Мадриде в 1980 г. Хотя Белградская и Мадридская встречи продемонстрировали готовность целого ряда государств-участников сохранить и развивать новые тенденции в сфере европейской безопасности, которые брали свое начало в Заключительном акте. Форумы СБСЕ сохраняли переговорный механизм между Востоком и Западом, способствовали тому, что нейтральные и неприсоединившиеся страны включались в урегулирование разногласий между Востоком и Западом.

Парижская хартия для Новой Европы

Вслед за подписанием ДОВСЕ (Договор об обычных вооружённых силах в Европе), 21 октября 1990 г., в Париже началась встреча глав государств и правительств СБСЕ, созвать которую в июле 1990 г. предложил М.С.Горбачев. В ее ходе была подписана Парижская хартия для новой Европы, провозгласившая эру демократии, мира и единства на континенте. В этом документе было формально заявлено об окончании эпохи конфронтации («холодной войны»).

Кроме того, было принято решение о превращении СБСЕ в постоянно действующий международный институт. Общеевропейскому процессу, таким образом, был окончательно придан непрерывный характер. Было установлено, что каждые два года в Европе будут проводиться консультации на уровне глав государств, а регулярные встречи министров иностранных дел европейских стран в рамках СБСЕ будут проходить ежегодно.

Для проведения регулярных встреч высокопоставленных чиновников внешнеполитических ведомств был учрежден Комитет старших должностных лиц. Кроме того, учреждалась административная структура СБСЕ, в которую вошли секретариат во главе с директором, центр по предотвращению конфликтов, консультативный комитет и бюро по свободным выборам. Штат постоянных институтов должен был комплектоваться путем делегирования странами-участницами сотрудников своих внешнеполитических ведомств. Штаб-квартиры СБСЕ были размещены в Праге, Вене и Варшаве.

Советский Союз с готовностью согласился на расширение полномочий СБСЕ. Отчасти это соответствовало общему настрою советского руководства на коллективное регулирование ситуации в Европе. Вместе с тем, расширение полномочий СБСЕ могло помочь предупредить рост влияния США в европейских делах. Страны Запада видели в СБСЕ инструмент удержания СССР в рамках договоренностей, на которые Москва пошла во второй половине 90-х годов, и закрепления сдвигов, необратимость которых, по западным оценкам, была недостаточно гарантирована.

СБСЕ оставалась слабой организацией. У нее не было полномочий, сравнимых даже с теми, которыми обладала ООН, в вопросах применения силы. Важнейшие решения в СБСЕ должны были приниматься по формуле «консенсус минус один голос», что затрудняло принятие решения по спорным вопросам. СБСЕ не могла играть существенной роли в практической деятельности по предотвращению и урегулированию конфликтов в Европе, что и подтвердилось в ходе начавшегося летом 1991 г. вооруженного конфликта в Югославии. В 1994 г. на саммите стран-участниц СБСЕ в Будапеште СБСЕ было официально переименовано в ОБСЕ – Организацию по безопасности и сотрудничестве в Европе.

Одновременно с Парижской хартией была подписана «Декларация 22-х» – совместное заявление стран НАТО и ОВД, в котором говорилось, что государства обоих военных блоков не рассматривают друг друга в качестве гипотетических противников.