Российский подход к формированию нового мироустройства. Концепция многополярного мира и ее содержание

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Евгений Максимович Примаков Российско-китайская декларация Под многополярным миром О курсе на многополярность
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В 1996 г. МИД России возглавил Евгений Максимович Примаков, который являлся теоретиком концепции многополярного мира. Данная концепция предполагает развитие всего человечества мирным путем. Однополярная модель развития приводит к подавлению независимых политических и экономических центров (в том числе и с применением военной силы), которые взаимодействуют с мировым сообществом не через единый центр, а самостоятельно. Многополярное мироустройство является ареной различных мировых акторов, которые могут через диалог в рамках международных формальных и неформальных организаций (ООН, «Группа двадцати» (G20) и др.) согласовывать свою внешнюю политику. Москва стала активно искать союзников не только на Западе, в частности удалось в понимании концепции многополярного мира удалось найти понимание с Китаем.

23 апреля 1997 года президент РФ Борис Ельцин и лидер КНР Цзян Цзэминь подписали совместную декларацию о многополярном мире. Москва и Пекин выступили за создание нового миропорядка, где не будет военных блоков и угрозы вооружённого вмешательства. Спустя 20 лет две страны заметно укрепили позиции на международной арене, но многополярный мир по-прежнему не создан.

Российско-китайская декларация о многополярном мире — это небольшой текст, состоящий из семи пунктов. Однако документ имеет огромное значение для Москвы и Пекина. Декларация определила стратегическое направление внешней политики двух государств. Россия и Китай договорились разрешить взаимные противоречия и не возвращаться к конфронтации, которая существовала в советский период.

Кроме того, декларация провозгласила в качестве конечной цели российско-китайских усилий создание многополярного мира, системы международных отношений, где ни одна страна не будет навязывать другой свою волю. Роль медиатора и миротворца должен играть исключительно Совет Безопасности ООН. Только у этой структуры есть монополия на вмешательство во внутренние дела суверенных государств.

Под многополярным миром учёные и политики подразумевают международный порядок, где есть несколько (минимум три) полюсов силы, которые примерно равны по своим экономическим и военным возможностям. Россия считает себя одним из центров формирующегося многополярного мира. В частности, это зафиксировано в Стратегии национальной безопасности, утверждённой 12 мая 2009 года.

Предполагается, что возникновение новых полюсов силы будет сдерживать экспансионистские устремления США, которые за минувшую четверть века развязали десятки вооружённых конфликтов.

В начале 2000-х годов о своих амбициях на мировой арене заявили пять стран: Россия, Китай, Индия, Иран и Бразилия. Наиболее тесные контакты из этой пятёрки сложились между Россией и Китаем.

Нынешний уровень отношений Москвы и Пекина официально характеризуется как «стратегическое партнёрство». Стороны последовательно реализуют пункты декларации 1997 года. Общий подход к решению международных конфликтов ярко проявляется в Совбезе ООН. Государства не поддерживают или блокируют инициативы в интересах западных стран.

Однако декларация 1997 года, несмотря на обилие пространных формулировок, достаточно чётко поясняет, что РФ и КНР «выступают против блоковой политики» и «попыток расширения и усиления военных блоков».

Уже в 2000 году, непосредственно в концепции внешней политики Российской Федерации было зафиксировано положение о том, что «Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов».

О курсе на многополярность было заявлено также в Указе Президента «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» 2000 г. В нем отмечалось, что:

«Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира... Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями».