... > История России > Былины как исторический...

Былины как исторический источник

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

исторических источников «Русская правда» государственная власть Илье Муромце исторические факты

Огромной проблемой при изучении периода начала Русской государственности является – недостаток исторических источников. До нашего времени дошла лишь небольшая часть документов, которые были создана в Древнерусский период. Из наиболее ранних сохранившихся летописей, у нас имеется «Повесть временных лет», однако даже этой основополагающая летопись не дошла до нас в оригинальном тексте, а текст известен нам из списков XIV-XVI веков. Также из важных источников сохранился свод законов «Русская правда», а также более 1000 берестяных грамот найденные в Великом Новгороде. Однако, этого катастрофически мало для того, чтобы составить полную картину о истории Древней Руси.

Исходя из вышесказанного, приходится рассматривать литературные произведения, составленные в древнерусский период, в которых содержатся исторические факты. В частности, таким источником для историков могут служить древнерусские былины. Что же такое «Былина»?

Былина - это русская народная эпическая песня, рассказывающая о каких-либо героических событиях, по аналогии с западноевропейскими эпосами такими как испанская «Песнь о Сиде», французская «Песнь о Роланде» или германская песнь «Песнь о Нибелунгах», естественно со своими особенностями.

Что древнерусские былины могут рассказать историку? Древнерусские былины являются важнейшим источником для формирования представления о государственной власти в период Древней Руси.

Читая древнерусские былины можно также понять мировоззрение русского человека данного периода, что очень важно для историка. Например, по былинам и народным сказаниям беломорья, можно судить о том, что в сознании русского человека Раннего Средневековья, власть, понималась как возможность навязать другому человеку свою волю, поэтому она принадлежит не только князю и его дружине, но и различным преступниками, разбойникам и т.д. То есть, власть отождествлялась с возможностью применения насилия над человеком. Но, в то же время, власть всевозможных разбойников отображалась в отрицательном виде, поскольку она не причиняла никакой пользы людям.

В целом для древнерусских былин характерно понимание, о том, что государственная власть, в лице князя, должна приносить пользу обществу. Это можно проследить на примере былины о Илье Муромце, где присутствует момент, когда богатыри отказываются сражаться за князя, который, по их мнению, оторвался от народа, и его власть стала приносить пользу только лишь приближённым к нему боярам.

Стоит также отметить, что в былинах о Илье Муромце, князь не является в каком-либо виде эпическим персонажем, он не участвует в сражениях, не охотится, чаще всего его можно заметить на пиру, где обсуждаются вопросы политики. Если судить по былине, то князь выполнял функции верховного судьи на таких пирах, он не принимал решение единолично, а лишь выслушивал мнения своих приближённых, и в конце концов утверждал какое-либо мнение, принятое большинством собравшихся. То есть, согласно былинам, княжеская власть не была безгранична, например, у бояр могла быть своя личная дружина, которая не подчинялась князю. Свою собственную дружину могла иметь и жена князя. Также уже начал проявляться фактор церкви, интересы которой, был вынужден соблюдать князь. Однако с другой стороны, согласно былине, князь воспринимался не столько как политик, а как глава рода, который для престижа княжества, может отправить на смерть богатыря, для того, чтобы забрать у него жену, причём при поддержке товарищей этого богатыря.

Можно отметить, что древнерусские былины могут служить для историка важным источником, который помогает лучше понять мировоззрение русского человека средневековья, а также сформировать представление о княжеской власти в Древней Руси, всё это очень важно для историка, ведь этого помогает погрузится в исторический контекст эпохи.

Но также, в былинах можно находить и вполне конкретные исторические факты, а не только общие представление о историческом контексте. В былинах хоть и в поэтической форме, и с примесью фантазии, но всё же описывались реальные события, происходившие в тот период. Кроме уже упомянутого Ильи Муромца, в былинах также встречается богатырь Вольга Святославич, который мог принимать облик различных животных. Очевидно, что имя Вольга имеет филологическое сходство с именем Олег. Есть вполне разуманя версия, о том, что Вольга Святославич является прототипом князя Олега. Вольга и Олег кроме сходства имён, обладали похожими качествами, а также есть связь между рождением и смертью их обоих, Вольга был рождён от змеи, а Олег нашёл погибель от змеи. В былинах новгородского цикла можно заметить ещё один прообраз реального исторического персонажа. Герой этих былин Садко, скорее всего является прообразом купца Сатко Сытинца, который в 1167 в Новгороде построил церковь Бориса и Глеба. В свою очередь былины с участием Садко заканчиваются тем, что тот обещает построить соборную церковь.  

Уже в более поздних былинах также есть отсылки к татаро-монгольскому нашествию, упоминается татарский Калин-царь, который осаждает столицу Древней Руси – Киев. Поскольку общий смысл былин призывает к единству Руси и защите от захватчиков, то Илья Муромец освобождает город.

Таким образом, ввиду нехватки исторических источников по древнерусскому периоду, историкам вполне легитимно пользоваться литературными источниками данного периода, в частности, древнерусскими былинами. Былины помогают лучше понять исследователю исторический контекст эпохи, мировоззрение средневековых людей, а также представления о власти князя. Кроме того, былины хоть и являются эпическими песнями с элементами фантазии, однако зачастую они берут за основу реально происходившее исторические события, а персонажи былин нередко бывают прообразами реальных исторических фигур.