Феодальная и дофеодальная концепции развития Киевской Руси
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Феодальная концепция
Основные положения были сформулированы в 30–50-е годы XX века академиками Грековым, Черепниным, Рыбаковым.
Крупное феодальное землевладение в виде княжеских и боярских вотчин складывалось в 10-11 веке.
В 50-е годы Черепнин выдвигает концепцию окняжения земли. Суть: верховный собственник земли – великий князь киевский, который дружинникам за службу выдает землю.
Вотчины обрабатывались трудом рабов и полузависимого населения (челядь, холоп, рядович, закуп).
Основой социально-экономического развития являлось сельское хозяйство, главную роль в котором играла вотчина.
Вотчниками являлись князья, бояре, церковь.
Начало формирования вотчинного хозяйства относят к X веку.
Вотчины обрабатывались трудом зависимых категорий населения.
Верховным собственником земли являлся Великий Князь Киевский.
Великий Князь, князья и бояре раздавали землю за службу.
Дофеодальная концепция
До 30-х годов ХХ века Киевская Русь не рассматривалась феодальным государством. Советские историки основывались на теориях историков XIX века (ТРБ, роль торговли, как основного источника существования киевской знати)
В 70-х годах часть историков возвратилась к идеям XIX века (Мавродин, Фроянов, Дворниченко).
Наиболее распространённой социально-экономической ячейкой древнерусского общества была не индивидуальная семья (отделённые от родителей дети), а большая семья, где дети и родители вместе. Феодальные отношения в обществе не сложились. Доминирование большой семьи – важнейшая характеристика дофеодального уклада общества.
В основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная собственность на землю, а общинное землевладение.
В древнерусском государстве существовала вотчина, но вотчины не преобладали.
Вотчины, существовавшие в Киевской Руси, до середины XI века обрабатывались трудом рабов.
Историки, которые отдают первенство вотчине и при этом считают, что там трудились рабы, считают государство рабовладельческим.
С середины XI века появлялись зависимые вотчины, в том числе феодально-зависимые, однако рабов было больше. Киевская знать существовала за счёт внеземельных доходов, а именно дани и кормлений.
Другая концепция говорит о том, что Киевская Русь – рабовладельческое государство (проф. Горемыкин).