... > История России > Государственная культурная политика...

Государственная культурная политика в России

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Основы культурной политики задачи культурной Предпринимаемые действия «Развитие культуры и туризма» «Культура.РФ»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить
  • Основы культурной политики выстроены на базовых конституционных положениях, направленных на сохранение российского социума, его идентичности, его культуры как фундамента российского государства, провозглашено территориальное и социальное равенство граждан в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование культурным достоянием;

  • открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;

  • соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики; свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;

  • делегирование государством части своих полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам.

В Стратегии обозначены финансовые и иные механизмы реализации культурной политики с детализацией причин порождающих возможные угрозы социокультурного развития российского общества. Эти акты требуют постоянной актуализации в целях реагирования на возникающие социокультурные вызовы российскому обществу.

По оценкам, в современных условиях актуализируются задачи культурной политики, решению которых необходимо придать более уверенную динамику. Это опережающее реагирование на возможные социокультурные угрозы с целью повышения социально-экономической устойчивости, как российского общества, так и государства; сохранение культурного наследия и продвижение российских социокультурных ценностей в глобальном пространстве; приоритетное формирование патриотических основ у граждан страны на основе лучших традиций гуманитарных наук об отечественной истории, о человеке, его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности; повышение качества владением русским языком; расширение государственной и частной инициативы в международных социокультурных связях; развитие традиций семейного воспитания, культуры просвещенности граждан, цифровой и информационной грамотности. В совокупности, необходимо искать не только варианты защиты от вызовов, но даже в таких условиях акцентировать внимание на тех выгодах, возможностях и преимуществах, которые можно извлечь при этом для сохранения отечественной культуры.

Более широкое включение бизнеса в культурную политику позволит решать, как минимум две проблемы. С одной стороны, это создаёт условия, направленные на повышение культуры ведения бизнеса, а с другой параллельно переходить от спонтанной рыночной экономики к системной социально-ориентированной ее модели.

Появляется более уверенная перспектива посткарантинных действий российских институтов культуры по наращиванию объемов международных связей.

Предпринимаемые действия государства и инициативы общественности снижают, но еще не предотвращают опасность риска для отечественной культуры в попытках фальсификации российской истории, ее ревизии, в том числе в целях пересмотра итогов Второй мировой войны.

Одним из действенных механизмов в решении задач культурной политики является государственная программа «Развитие культуры и туризма».

С 2019 г. реализуется национальный проект «Культура», разработанный во исполнение поручений, представленных в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Документ предполагает выполнение трех федеральных проектов – «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура».

Национальный проект обеспечивает широкую финансовую поддержку творческих проектов, создание новой многофункциональной инфраструктуры учреждений культуры, решает задачу по обеспечению музыкальными инструментами образовательных организаций.

Демонстрируется положительный эффект внедрения цифровых технологий в культурную среду. В качестве положительного явления отметим, что только в 2020 г. портал культурного наследия «Культура.РФ» удвоил спрос на информацию, который составил 69 миллионов посещений. Четверть из них принадлежит детской аудитории.

Исследования культурной политики Российской Федерации в условиях современных вызовов указывают на то, что в настоящее время такая политика сформирована и определяется конституцией страны, федеральным законодательством и рядом других документов стратегического и среднесрочного планирования. В условиях вызовов российскому государству и обществу перед органами государственной власти, местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, общественными организациями в сфере культуры стоит задача по обеспечению реализации культурной политики таким образом, чтобы культура де-факто стала ядром стратегического развития и национальной безопасности, обеспечивала повышение качества жизни, гармонизацию отношений в российском обществе.