... > История России > Государство и церковь...

Государство и церковь в XIV – XVI вв

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Русская Православная Церковь Autos Kephal возникает конфликт иосифлян Стоглавый Земский Собор «Москва – третий Рим»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В XIV в. государство зависело во многом от церкви, так как церковь играет большую роль в сознании русского человека. Москва стала религиозным центром. Кроме того, церковь не одобряла никогда сопротивления против врагов, и говорила платить дань. Отношение церкви к монголам: всякая власть от бога. Российская Православная Церковь распространяет на монгольского хана идею священной власти. Монгольский князь – царь. Но в 1380 Мамай приходит на Русь, и случается то, чего раньше не было – Сергий Радонежский даёт благословение на битву Дмитрию Донскому. Хотя сначала уговаривал откупиться деньгами. После 140 лет произошла смена позиции церкви: впервые она одобрила войну с Ордой.

Первая половина XV в. ознаменовалась разрешением важной религиозной проблемы.

1439 г. – в итальянской Флоренции подписана Флорентийская уния, по которой православие подчиняется Папе Римскому. От имени Руси соглашался митрополит Исидор с разрешения Василия II Тёмного. Вскоре Исидор был арестован.

1448 год – в Москве без санкции Константинополя был избран митрополит Иона. Русская Православная Церковь стала самовозглавляющейся (Autos Kephal), обрела религиозную независимость.

Псковский монах Филофей стал автором теории «Москва – третий Рим» т. к. в Риме – католицизм, в Византии – православие, и Константинополь – Второй Рим. После гибели Константинополя истинная вера –в Москву, на Русь. Москва – третий Рим, наследница истинной веры. Впрочем, эта теория никогда не являлась основанием для агрессивных планов или действий. Основание духовного православия.

Из Византии приняли герб – двуглавый орел, на его груди – московский герб. Страна всё чаще называется Россией.

На рубеж XV - XVI вв. в рамках Русской Православной Церкви возникает конфликт, затрагивающий интерес власти. Иосифляне (последователи основателя Иосифо-Волоколамского монастыря) считали, что церковь должна господствовать, быть богатой, иметь земли, это угодно Богу. Но она должна поддерживать власть. Нестяжатели (идеолог – Нил Сорский) пришли из Европы, где зародился протестантизм в протест католичеству. Иная трудовая этика – отношение к труду не библейское, не как к наказанию. Они были за бедную церковь. Но за церковь до известной степени самостоятельную. Сначала Иван III поддерживал вторых, потом – иосифлян. Победа иосифлянам – это победа традиций над динамикой, изоляции над готовностью к диалогу.

1551 г.Стоглавый Земский Собор (т.к. в сборнике его решений было 100 глав), руководитель – митрополит Макарий. Создан единый пантеон святых. Церковь лишается многих налоговых льгот. Церкви запрещено получать новые земли. Запрещено пить вино, можно только иностранное.