1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ РОССИИ >
  4. ХОЖДЕНИЕ В НАРОД. «ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» 70-Х ГОДОВ

Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х годов

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

«чайковцы» хождение в народ «Земля и воля»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В зарождении народничества большую роль сыграл нелегаль­ный студенческий кружок Н. В. Чайковского («чайковцы»), его участники готовили пропагандистов из интеллигенции и рабочих для работы «в народе».

Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в ко­тором приняло участие свыше 2 тысяч человек из Петербур­га, Москвы, Самары, Ростова. Они направились прежде всего в Среднее Поволжье, которое в 1873—1874 гг. охватил тяже­лый голод, и полагали, что это обстоятельство поможет под­нять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками, грузчиками, коробейниками, ходили по дерев­ням, беседовали с крестьянами о революции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя. Богатые крестьяне нередко сами сдавали народников полиции. Первое хождение в народ закончилось провалом, полиция арестовала 770 человек, 193 из них предстали перед судом.

Уцелевшие от ареста народники в 1876 г. создали тайную ре­волюционную организацию со старым названием «Земля и воля». В нее вошли братья Михайловы, П. Г. Плеханов, по­зднее С. Перовская, В. Фигнер (всего 150 человек). Это была четко построенная организация, отличавшаяся высокой цен­трализацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Все члены подразделялись на группы по роду деятельности. Про­грамма землевольцев включала: подготовку народной революции, работу среди крестьян, в том числе пропаганду «фак­тами», передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собра­ний, вероисповедания, создание земледельческих и промыш­ленных ассоциаций.

В 1877 г. началось второе хождение в народ. На этот раз на­родники решили заменить «летучую пропаганду» планомер­ной, систематической работой в деревне. Во многих губер­ниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учите­лями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха — народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было раз­громлено.