1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ РОССИИ >
  4. КУЛЬТУРА РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (1900 - 1917 ГГ.)

Культура России в начале ХХ века (1900 - 1917 гг.)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Отечественная наука «серебряный век» русской культуры символизм, имажинизм, футуризм М. А. Врубеля «Русские сезоны»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В начале ХХ в. российская культура приобрела значительный размах и ряд новых направлений.

Произошел подъем в области образования.

Россия имела обширную систему образования, включающую в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные училища) и высшую (университеты, институты). Однако положение начальной школы оставалось тяжелым, о чем свидетельствует очень невысокий процент грамотных в стране - 30% в 1917 г.

Отечественная наука внесла огромный вклад в мировой научно-технический прогресс, названный «революцией в естествознании». Физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах (1904 г. - вручена Нобелевская премия). В 1904 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии. Ряд открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. К.Э. Циолковский заложил основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.

Конец XIX - начало ХХ в. - «серебряный век» русской культуры, а также время расцвета религиозной философии, основы которой были заложены В. С. Соловьевым. Философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Н. Трубецкой искали пути создания истинно христианского общества.

В литературе наряду с традиционным, реалистическим направлением (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. М. Мамин-Сибиряк), появляются другие: символизм, имажинизм, футуризм. Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, против материалистического воззрения.

Представителями русского авангарда были футуристы, поэзия которых отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк, И. Северянин).

Влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи: в импрессионистских полотнах В. А. Серова и К. А. Коровина, в символистских картинах М. А. Врубеля.

В 1903 г. был создан «Союз русских художников», который соединил традиционное и новаторское направления в русской живописи.

Музыкальное искусство обогащается творчеством А. И. Скрябина, А. К. Глазунова, С. И. Танеева и др.

Период расцвета переживает драматический театр и балет. «Русские сезоны», с 1907 г. проводившиеся в Париже С. П. Дягилевым, стали триумфом русской культуры.

Искусство развивается при содействии предпринимателей-меценатов: С.Т. Морозова, С. И. Мамонтова, П. М. Третьякова и др.

Таким образом, культура России начала ХХ в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски и трудности. ХХ в. многое изменил в сознании всех слоев населения. Ценности XIX в: романтизм, жертвенность, служение народу - утрачивали свою привлекательность. Сборник философских статей «Вехи» (1909 г.) остро поставил вопрос об осмыслении путей дальнейшего развития России.