... > История России > Культура России во...

Культура России во 2-й пол. XIX в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

бессословность образования Ослабление цензуры Художественная культура модерн, новорусский стиль, неоклассицизм.
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Образование. Провозглашена бессословность образования. Получили право открывать собственные школы земства, разрешалось преподавать женщинам. Самым массовым типом начальной школы стала трехлетняя земская школа. Только за первые 10 лет их было открыто 10 тыс., а к 1914 – 40 тыс. Наряду с чтением, письмом, арифметикой и Законом Божиим здесь обучали географии, истории, основам естествознания. Значительно более упрощенное образование давалось в церковно-приходских школах. Если в 1861 грамотным было 7% населения, то в 1897 – 21,1%. Основным учебным заведением средней школы оставалась гимназия. Гимназии подразделялись на классические и реальные. Классические гимназии были семиклассными, в них акцент делался на латынь и греческий языки и на гуманитарные предметы. В реальных 6-ти классных гимназиях (позднее училища) больше времени отводилось изучению математики, физики и химии. Выпускники классической гимназии имели право поступать в университеты, а реалисты – в тех вузы. Обучение было платным. В 1887 г. – указ «о кухаркиных детях», не рекомендовавший принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, прачек и т.д. К концу XIX в. среднее образование имели лишь около 4% населения.

Появились новые университеты в Одессе и Томске. В 1863 г. университетам была дана значительная автономия, но в 1884 снова ограничена. Увеличилось число технических уч.заведений (из-за роста промышленности). Создавались женские курсы. В К концу XIX в. в России было 60 вузов, в кот. обучались 30 тыс. студентов. В 1987 высшее образование имел лишь 1% населения.

Печать. Ослабление цензуры привело к резкому увеличению печати. Крупнейшим издателем был Павленков, выпустивший 755 книг, придумавший и осуществивший издание серии «Жизнь замечательных людей» (в 130 томах).Фирмы Брокгауза (Лейпциг, Германия) и Ефрона (Петербург, Россия) создали «Энциклопедический словарь» в 82-х тт. (вышло в 1890-1907). Во всех губерниях издавались официальные губернские ведомости. Но ведущую роль играла частная пресса. Консервативным журналом были «Московские ведомости». «Русские ведомости» - либеральные. «Современник» (нигилисты), «Русское слово», «Отечественные записки».

Наука. В 1869 г. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Сеченов положил начало созданию русской физиологической школы. Мечников и Ковалевский заложили основы сравнительной эмбриологии. Мечников разработал теорию иммунитета и создал первую в России бактериологическую станцию. Яблочков создал первую дуговую электрическую лампу, а Лодыгин – лампу накаливания. Попов стал основоположником радиосвязи. Докучаев положил начало почвоведению. С.М.Соловьев написал «Историю России с древнейших времен» в 29 томах. В.О.Ключевский – «Курс русской истории». В.И.Даль издал в 1860-е гг. «Толковый словарь живого великорусского языка».

Семенов-Тянь-Шанский совершил ряд экспедиций в Среднюю Азию и горы Тянь-Шань. Он был одним из главных инициаторов географический исследований в России и за рубежом. Пржевальский занимался исследованием Центральной Азии и даже умер в экспедиции. Миклухо-Маклай путешествовал по Новой Гвинее, составил точное описание быта, нравов, хозяйства и культуры народов Океании и Юго-Восточной Азии. Во многом мировая географическая наука в те годы опиралась на открытия русских путешественников.

Художественная культура. Литература. Тургенев, Некрасов, Достоевский, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Чехов, Лесков. В их творчестве преобладал метод критического реализма. Акцент делался на принципы гуманизма, гражданственности, народности. Театр. Пьесы Островского составляли основу репертуара столичных и провинциальных театров. Гончаров назвал его создателем русского национального театра.

Музыка. Во 2-й пол. века окончательно сформировалась национальная русская музыкальная школа. Огромную роль в этом сыграло творческое объединение композиторов, получившее название «Могучая кучка». Они старались передать реальную действительность и национальный характер. Мусоргский – автор опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Бородин – автор своей единственной оперы «Князь Игорь» и сочинитель нескольких симфоний. Чайковский не входил в «Могучую кучку» потому что тяготел к общеевропейской музыке.

Живопись. Утверждается реализм, в котором преобладающим жанром становится социально-бытовой. Этому способствовал раскол в среде русских художников – «бунт четырнадцати». В ноябре 1863 группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные дипломные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии и покинула уч. заведение. Они объединились в артель и стали жить коммуной. В 1870 ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижники изображали реальную жизнь, делая акцент на общественные и психологические проблемы своего времени. Репин – «Бурлаки на Волге», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», портреты ученых, писателей, композиторов, художников. Суриков, Васнецов – исторический жанр передвижников, Шишкин, Левитан – пейзажная живопись. К концу века влияние передвижников уменьшилось, так как в изобразительном искусстве возникли новые направления.

Скульптура. Передвижник Антокольский создал галерею скульптурных исторических портретов «Нестора-летописца», «Ивана Грозного» «Петра I» и др. Опекушин – автор памятника Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске. Микешин – памятники Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве.

Архитектура. Строительный бум оказал влияние на архитектуру. Внешний облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения: банки, вокзалы, магазины. Поэтому для архитектуры этого периода характерна эклектика, т.е. разнообразие направлений и смешение стилей. В 1883 открыт Храм Христа Спасителя (проект Тона). В 1889-1893 в Москве по проекту Померанцева было воздвигнуто одно из самых больших торговых зданий – верхние торговые ряды (ныне ГУМ). В конце века в Москве открылось здание Исторического музея (Семенов и Шервуд). В конце века стали появляться новые архитектурные стили: модерн, новорусский стиль, неоклассицизм.