Культура СССР в 1960-1980-е гг. Литература. Искусство

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Со второй половины 1960 х гг. Художественная жизнь (авторское) кино репризы А.И. Райкина Пример колоды флэш-карт
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Со второй половины 1960 х гг. наметились перемены в духовном климате советского общества. Показательные судебные процессы над И.А. Бродским (1964), А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем (1966) вызвали ответную реакцию в советском обществе, в защиту обвиняемых выступили многие известные писатели.

Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий «культа личности» И.В. Сталина исчезла из печати. В 1970 г. редакцию «Нового мира» был вынужден покинуть А.Т. Твардовский. Непосредственным поводом грубого нажима на главного редактора журнала стали ходившие в самиздате списки поэмы «По праву памяти», направленной против сталинского режима и опубликованной на Западе.

А те кто не мог жить в СССР или те которые вынуждены уехать оказались за рубежом писатели В.П. Аксенов, А.Д. Синявский, В.Н. Войнович, С.Д. Довлатов, скульптор Э. Неизвестный, поэты А.А. Галич и И.А. Бродский, некоторые другие известные деятели культуры. Попытки группы писателей уже в конце 1970 х гг. наладить открытый выпуск не подцензурного издания — литературного альманаха «Метрополь» — натолкнулись на жесткое сопротивление власти и верхушки Союза писателей.

Художественная жизнь 1970—1980 х гг. была, несмотря на жесткие цензурные ограничения, яркой и насыщенной. Крупные культурные события вызывали огромный интерес. Аудитория читателей современной литературы исчислялась миллионами.

Огромный резонанс вызывали произведения, без прикрас, трезво рисующие нелегкую жизнь советской деревни. Собирательно авторов называли «деревенщиками». Крупнейшие из писателей — В. Распутин, В. Шукшин, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Солоухин. Они следовали великой традиции русского критического реализма, стремясь изображать жизнь как она есть. В ответ на урбанизацию и умирание деревни они призывали к раскрытию ценностей крестьянского мира, уважению к памяти предков и к преемственности поколений. Военная проза. Некрасов (В окопах Сталинграда) , Бондарев (горячий снег), Васильев (А зори здесь тихие). Герой становится в условиях выбора, что такое честь, совесть. Историческая проза Пикуль, Чивилихин, Балашов – человек ставится на первый план. Самое позитивное то, что проявляется авторская позиция.

Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экран вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современника («Доживем до понедельника», реж. С.И. Ростоцкий, 1969, «У озера», реж. С.А. Герасимов, «Начало», реж. Г.И. Панфилов, оба 1970). Они чутко уловили общественную атмосферу начала 1970х гг. и собрали огромную зрительскую аудиторию.

Несмотря на постоянный рост тиражей, рост и спрос на книги, и любое вызывавшее читательский интерес издание превращалось в дефицит. Особенно это касалось издававшихся небольшими для того времени тиражами стихов А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, О.Э. Мандельштама, прозы М.А. Булгакова, М.М. Зощенко, А.П. Платонова и др. Среди зарубежных писателей наибольшим спросом пользовались Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Дж. Лондон, М. Твен, А. Труайя и др. Обсуждение прочитанных новинок было частью повседневной жизни, а цитирование любимых произведений стало неотъемлемой частью речевого этикета близких по духу людей, способом узнавания «своих». Театральное искусство переживало настоящий взлет. Яркий публицистический характер отличал постановки знаменитой московской Таганки (Театра на Таганке под руководством Ю.П. Любимова).

В иной стилистике работал Ленком (Московский театр им. Ленинского комсомола, которым с 1973 г. руководит М.А. Захаров). На его сцене в 1970 е гг. появились обращенные к молодежной аудитории мюзиклы, а в 1981 г. первая советская рок опера «Юнона» и «Авось». Эта постановка бросила вызов привычным сценическим канонам и стала символом самозабвенного творческого единения театра со своим зрителем. Настоящий расцвет переживал ленинградский Большой драматический театр (БДТ), в труппе которого режиссер Г.А. Товстоногов собрал созвездие замечательных актеров.

Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино. Фильмы-притчи А.А. Тарковского («Андрей Рублев», 1966—1971, «Солярис», 1972, «Зеркало», 1974, «Сталкер», 1979) приоткрывали перед внимательным зрителем внутренний мир человека и приглашали к философскому осмыслению этого мира, к путешествию «внутрь себя». фильмы А.Ю. Германа, К.Г. Муратовой.

В 1960 е гг. непременным участником дружеского общения был юмор. Знаменитый «КВН» («Клуб веселых и находчивых»), одна из самых популярных телепередач 1960 х гг., начавшая победное шествие по стране в форме студенческой самодеятельности. Передачу закрыли в 1971 г. Юмор стала быстро теснить разрушительная ирония. Комедия фиксировала людские недостатки и социальные пороки.

Красноречивый пример — эволюция творчества одного из самых известных и любимых кинорежиссеров эпохи, Г.Н. Данелии: от фильма, ставшего символом «оттепели» («Я шагаю по Москве», 1964), и комедии «Не горюй!» (1969), которые отличает мягкая авторская ирония, через усиление элементов социальной сатиры («Афоня», 1975, «Мимино»,1978) до сарказма («Осенний марафон», 1979)

Невероятной популярностью пользовались репризы А.И. Райкина. На эстраде, по радио и телевидению выступали дуэты сатириков — Тарапунька и Штепсель (Ю.Т. Тимошенко и Е.И. Березин), Р.А. Карцев и В.Л. Ильченко.

Образ «эпохи развитого социализма» прочно ассоциируется с творчеством поэта, артиста театра и кино, автора и исполнителя песен В.С. Высоцкого. Высоцкий работал одновременно в поле подцензурной культуры (он был артистом Театра на Таганке, снимался в кино и писал тексты песен для кинофильмов и спектаклей) и культуры неофициальной.

Первые рок группы появились в СССР еще в начале 1960 х гг., но они играли зарубежную музыку, пропагандировали творчество своих кумиров — «Битлз», «Роллинг Стоунз». На рубеже 1960—1970 х гг. родились популярные советские рок группы («Машина времени», «Цветы», «Скоморохи», «Аквариум»), музыканты исполняли песни собственного сочинения. Рок Фестивали прошли в молодом городе физиков Черноголовке под Москвой (1978) и в Тбилиси (1980), но в основном музыканты выступали от случая к случаю в школах, клубах, НИИ, на квартирах. Первый легальный концерт «Машины времени» в Москве состоялся только в 1985 г. в рамках XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Пример колоды флэш-карт по этому вопросу для запоминания: ссылка ❗️