1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ РОССИИ >
  4. КУЛЬТУРА В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД. ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП(Б) 1946 Г

Культура в СССР в послевоенный период. Литература, искусство. Постановление ЦК ВКП(б) 1946 г

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

переход к обязательному семилетнему обучению Власть демонстративно ужесточила идеологический курс травля переросла в затяжную кампанию Особой популярностью пользовались добрые, наивные и смешные киноленты
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в нашей стране. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела к падению уровня образования в стране.

С 1949 г. повсеместно был осуществлен переход к обязательному семилетнему обучению и созданы условия для всеобщего среднего образования в столицах союзных республик и крупных городах. В начале 50-х годов все дети и подростки школьного возраста вновь получили возможность учиться.

Необходимо отметить, что после войны особо широкое распространение получил метод «народной стройки» или, как говорили до революции, строили «всем миром». В восстановлении разрушенных школ и строительстве новых, как и в изготовлении учебных пособий, активное участие принимали сами школьники и их родители.

В 1950–1955 гг. начали работу 50 новых вузов. Росло и количество студентов. Уже в 1951 г. только на первые курсы институтов поступило 350 тыс. человек.

Власть демонстративно ужесточила идеологический курс. В 1946 по докладу Жданова А.А. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «»Звезда» и «Ленинград». Основной удар был нанесен по Зощенко М. М. и Ахматовой А. А., творчество которых было подвергнуто грубым и несправедливым нападкам. Зощенко М.М. именовали «пошляком и подонком литературы», «беспринципным и бессовестным литературным хулиганом». Ахматову А.А. Жданов назвал «блудницей и монахиней, у которой блуд смешан с молитвой». Зощенко М.М. и Ахматову А.А. исключили из Союза писателей. Им долгое время не давали печататься. Журнал «Ленинград» был закрыт, а редакцию «»Звезды«» возглавил аппаратчик управления пропаганды ЦК ВКП(б).

Начатая в газетах и по радио травля переросла в затяжную кампанию. Она коснулась многих литераторов. Н.С. Тихонова, когда-то вместе с Зощенко входившего в литературную группу «Серапионовы братья», сместили с поста председателя правления Союза писателей СССР. Поэта В. Рождественского перестали издавать только потому, что тот в молодости жил в одной комнате с Тихоновым. Стихи О. Берггольц не пропускали в печать, припомнив, что она как-то высказывалась за присуждение Сталинской премии Ахматовой.

Резкой критике за недостаток «идейности», «искажение образов советских людей» были подвергнуты, опубликованные «Дом у дороги» А. Твардовского, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «За правое дело» В. Гроссмана, «Семья Иванова» («Возвращение») А. Платонова.

В. Некрасова за его роман о войне «В окопах Сталинграда» в 1947 г. удостоили Сталинской премии, а через год автор стал, чуть ли не «врагом народа». О причине столь разительной метаморфозы говорит (уже в 1989 г.) писатель В. Быков: «Виктор Некрасов увидел на войне интеллигента и в отличие от расхожего в нашей литературе взгляда на него как на хлюпика… утвердил его правоту и его значение как носителя духовных ценностей…».

Названные произведения стали исключением на фоне общего литературного «массива» первого послевоенного десятилетия. Согласно официальной «теории бесконфликтности» в социалистическом обществе появляется много конъюнктурных произведений, в которых фигурируют только положительные герои, они выводят на чистую воду отрицательного, который в конце обязательно оказывается шпионом, по ходу идет перевоспитание не очень сознательных, «заблудившихся». Литература представляла собой некую гладкую, безжизненную поверхность. Эта установка закрепилась в самих названиях: «Свет над землей», «Всегда вперед», «Солнце, которое не заходит», «Дали лазурные», «Большая родня».

В киноискусстве так же продолжается диктат партии о чем, кому и как снимать. «Безыдейными» фильмами были названы «Большая жизнь» (о шахтерах Донбасса), «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина, вторая серия «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна. Эйзенштейна критиковали за то, что он показал царя Ивана жестоким и необузданным человеком, с неуправляемым характером, слишком много внимания уделено опричнине (как все это напоминало самого Сталина!). Официально это звучало, как требование учесть высокую оценку деятельности Ивана Грозного революционными демократами и К. Марксом.

Особой популярностью пользовались добрые, наивные и смешные киноленты, такие как «Весна» Г. Александрова. Хотя бы на короткое время зрители погружались в ту жизнь, о которой мечтали, которую ждали и положили столько сил на ее создание, где добро всегда побеждало зло. Успех картинам обеспечивали замечательные актеры В. Давыдов, Ф. Раневская, Л. Орлова, Э. Гарин, Р. Плятт.

Не избежал «чистки» и Союз композиторов. Заклеймили позором, поставленную в Большом театре оперу В. Мурадели «Великая дружба», творчество Д. Шостаковича. На совещании деятелей советской музыкальной культуры представители ЦК ВКП (б) клеймили позором формализм, т.е. тех композиторов, которые с интересом относились к современному западному искусству.