Межгосударственные отношения со странами Запада и США в начале XXI в
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В период
Первая встреча В. В. Путина с американским президентом Дж. Бушем — младшим прошла в позитивном ключе. Руководители стран благоприятно отзывались друг о друге. После теракта 11 сентября 2001 г. Россия вступила в антитеррористическую коалицию, созданную США.
Был создан совет «Россия — НАТО», деятельность которого многие расценивали как подготовку к вступлению РФ в Североатлантический альянс. Однако в конце 2001 г. США вышли из договора о противоракетной обороне. В ответ на это Россия вышла из Договора СНВ-2. Окончательно отношения между странами испортились после военного вторжения США в Ирак, которое было совершено без резолюции Совета Безопасности ООН.
Очередным ударом для российско-американских отношений стало дальнейшее
В 2004 г. туда вошли Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Румыния, Словакия и Словения, в 2009 г. — Албания и Хорватия. Президент В. В. Путин называл вступление в НАТО бывших советских республик «обманом» и «решениями, принятыми за спиной России».
В 2006 г. вице-президент США Р. Чейни обвинил Россию в том, что она использует энергетические ресурсы для оказания давления на другие страны. Прозвучали также обвинения в нарушении Россией прав человека и препятствовании в развитии демократии. Впервые была озвучена угроза, что США оставляет за собой право самостоятельно бороться за установление демократических режимов в мире. В ответ президент В. В. Путин заявил на Мюнхенской конференции, что США навязывают своё видение демократии другим странам и в качестве аргументов использует оружие. Он заявил, что для современного мира невозможна однополярная модель — такая, в которой одно государство диктует всему миру, как нужно жить. По его мнению, НАТО и ЕС пытаются заменить собой ООН, всё чаще действуя без её резолюции. «Мюнхенская речь» Путина легла в основу концепции
В 2007 г. Россия приостановила действие Договора об обычных вооружениях в Европе. В следующем году начались переговоры о вступлении в НАТО Украины и Грузии. В том же году сменились лидеры России и США. Во время первой встречи Дмитрий Анатольевич Медведев (род. 1965) и Б. Обама (род. 1961) заявили, что собираются перезагрузить отношения, но этого не произошло. Дальнейшее охлаждение между странами началось в 2012 г. из-за конфликта в Сирии, когда Россия поддержала действующего президента, а США — оппозицию. После смерти в российской тюрьме аудитора С. Магнитского США ввели санкции против всех россиян, причастных к этому делу. В ответ Россия приняла Федеральный закон № 272-ФЗ, запрещающий гражданам США усыновлять российских детей.
После событий 2004–2014 гг. на Украине отношения между Россией и США описывают как
Период с 2000 по 2014 г. отмечен резким ухудшением отношений России и Запада. Отказ России от существования в однополярном мире, курс на многовекторные международные отношения был негативно воспринят США и Европой. Особенно болезненным для нашей страны стал конфликт с Украиной, по результатам которого Россия приобрела Крым, но некоторое время спустя фактически оказалась в международной изоляции. Отстаивание Россией своих национальных интересов, возвращение статуса великой державы — приоритет внешней политики РФ на ближайшие годы.
Стратегия рассчитана на перспективу до 2030 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 № 400). Ей предшествовали: Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 № 1300), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 № 537) и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 № 683). В Концепции национальной безопасности (1997) лишь концептуально были определены направления деятельности субъектов обеспечения безопасности, отсутствовал анализ места и роли Российской Федерации в современном мире. В свою очередь, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (2009) в качестве важнейшего положения включала возвращение России статуса мировой державы (ст. 21), определила основные направления обеспечения национальной безопасности, в качестве которых выступили стратегические национальные приоритеты, предопределяющие важнейшие социальные, политические и экономические преобразования для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства (ст. 2). Определённая преемственность положений Стратегии национальной безопасности (2009) была сохранена в её следующей редакции (2015) в области консолидации усилий федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации (ст. 3). Уточнены национальные ориентиры (стратегические национальные приоритеты) России на долгосрочную перспективу:
Укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации.Укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества.
Повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны.
Сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнёрских отношений в условиях полицентричного мира (ст. 30).
Реализация Стратегии предусматривает совершенствование системы государственного управления и стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.