Образование государства у восточных славян
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Государству присуще 3 основных признака (по Энгельсу):
Размещение населения по территориальному принципу, а не на основании кровно-родственной связи.
Отделение публичной власти от основной массы населения.
Взимание налогов для обеспечения публичной власти.
Возникновение государства – длительный процесс, требующий совокупности определенных предпосылок:
Социально-психологическая (осознание).
Экономическая.
Политическая (формирование новых институтов).
Правовая (закон, основанный на обычаях, традициях).
До 70-х годов XX века считалось, что государство возникло при слиянии двух суперсоюзов восточных славян: Новгорода и Киева.
Однако Рыбаков пересмотрел этот историографический вывод, и заключил, что возникновением государства обязаны южному центру – Киеву. На рубеже VIII-IX веков в треугольнике Переяславль-Киев-Чернигов возникает мощный суперсоюз – «Русская земля». Доминировали поляне. Новгород же являлся лишь факторией Киева, не играя роли самостоятельного города.
На рубеже 70-80-х годов Троянов И. Я. – декан исторического факультета, включился в полемику с Рыбаковым. На северо-западе, параллельно Киевскому суперсоюзу возникает еще союз, смешанный с финно-уграми. Доминировали кривичи и словене. В это же время в городе Ладога происходит построение Нового города для защиты от нападений. Центром этого союза стал Новгород.
Нормандская теория
Под повестью временных лет существует рассказ о борьбе между славянами и финно-уграми. По предложению старосты Гостомысла, решено обратиться к варягам, чтобы те прекратили противостояние и установили порядок. Варяги прислали трех братьев: Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик сел в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске.
6 сентября 1749 года – рождение нормандской теории. Георг Фридрих Миллер сделал доклад о происхождении русского народа и его имени. Это сообщение произвело большой фурор в обществе, и его скандал с М.В.Ломоносовым дошел до императрицы Елизаветы.
Существует три основных подхода к этой теории:
Все правда.
Это легенда, поздняя вставка в повесть временных лет, под влиянием определенно сложившейся политической ситуации в IX-XII вв.
Некоторые факты реальны, но делать такой вывод нельзя (так считал Ключевский).
Вторая версия разработана Мавроди и поддержана Лихачевым.
Распад Руси привел к междоусобице. В связи с чем, в 1097 году Владимир Мономах предлагает собраться на съезд и прекратить княжескую борьбу.
2 решения съезда:
Править можно только в земле, полученной от отца (для прекращения междоусобных войн);
Объединение князей для борьбы с половцами (перед общей опасностью).
В 1113 году умирает Киевский князь, не имевший наследника. Происходит восстание, в результате которого, киевляне обращаются к Мономаху с просьбой княжить в Киеве. Тот соглашается, таким образом, почти сразу нарушая им же предложенный и утвержденный устав о княжении по наследству.
Учитывая незаконность вокняжения Мономаха есть вероятность, что он мог отдать распоряжение монаху Сильвестру внести запись о призвании варяг.
Современное состояние нормандской теории
Сейчас позиции норманистов и антинорманистов совпадают: обе стороны считают, что нельзя игнорировать наличие варягов, но и преувеличивать тоже нельзя. Подтверждением того, что Рюрик является мифической личностью – тот факт, что упоминание о нем имеется только в наших источниках. Ни в одном из западных источников никакой информации о таком человеке нет.
Синехус и трубор можно перевести не как имена, а как «с домом и с дружиной», т. е. Рюрик приехал не с двумя братьями, а с семьей и дружиной. Но с их приездом нельзя сразу говорить об образовании государства, т. к. это долгий процесс становления.
Лебедев и Дубов (профессора СПБГУ) доказали, что по своему социальному развитию варяги не опережали славян, а значит и не могли дать им ничего качественно нового. В западных источниках Русь называют Гордарикой – страной городов. Наличие их в то время свидетельствует о высоком социальном и политическом развитии, следовательно, славяне не очень-то и нуждались в инновациях варяг. К тому же факт укрепления власти князя у славян заимствован у скандинавов.