... > История России > Образование и печать...

Образование и печать при Александре II

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

автономию университетам Положение о начальных народных училищах «Временные правила» о печати классические реальные
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Низкий уровень образования являлся препятствием на пути развития России. В 1860 было принято положение о женских училищах, которые могли создаваться во всех губернских городах и были аналогами мужских гимназий. Было разрешено под контролем министерства народного просвещения создавать Высшие женские курсы университетского типа.

В 1863 новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем в 1835. Они были выведены из-под власти попечителей учебных округов. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов. Полиция потеряла право вступать на территорию университетов. Были расширены учебные программы, возросло число кафедр. Вместо кадетских корпусов стали военные гимназии и училища.

В 1864 были приняты Положение о начальных народных училищах и Устав гимназий и прогимназий, регламентирующие начальное и среднее образование. Реформа школы была направлена на создание бессословного образования. Однако на практике достичь этого не удалось. Начальное образование не стало бесплатным и обязательным, поэтому значит часть детей из низших слоев общества не посещала школу. Начальное образование дети получали в государственных, церковно-приходских, земских школах. Срок обучения составлял 1-3 года. Преемственность между начальными училищами и гимназиями не устанавливалась.

Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.

В городах были созданы 4-х классной прогимназии и 7-ми классные гимназии, которые делились на классические, дававшие преимущественно гуманитарное образование (они давали право на поступление в университет без экзамена), и реальные, где большее внимание уделялось естественно-научной подготовке. В 1871 реальные гимназии были преобразованы в реальные училища. Сокращенный курс изучения древних языков не давал выпускникам права поступления в университет.

В 1865 введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий; но создавалась карательная цензура – за нарушение законов о печати издание моли закрыть в судебном порядке. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводились на нет основные положения реформы образования и цензуры.