Образование единого Российского государства. Иван III
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
К середине XV в. Сложились предпосылки для объединения Руси:
единая система управления;
общность религии;
общность правовых норм;
единый менталитет.
Большую роль сыграл Иван 3 (1462-1505)
С юности приучен к государственной политике. В 6 лет его женили на 5-летней Марии Тверской, чтобы не было конфликта с Тверью. Нерешителен, не был хорошим полководцем, но осторожен, каждый шаг выверен, умеет достичь компромисса – блестящий политик. За годы его правления территория страны увеличилась с 400 км2 до 2 млн км2.
Завершается территориальное оформление российской государственности. В 1460-х гг. утратило самостоятельность Ярославское княжество, в 1474 г. – Ростов. Сложной задачей для Москвы было присоединение Великого Новгорода. Ситуация осложнялась тем, что одна из существующих там партий под предводительство Марфы Посадницы заключила договор с Казимиром IV, литовским князем, по условиям которого он должен был помочь в войне с Москвой.
1471 г. – битва на реке Шелонь. Новгородцы проиграли. Доказательство, что с войной воевать опасно.
1477 г. – ещё один поход Москвы на Новгород. Город капитулировал, вечевой колокол – символ новгородской вольницы – снят и увезен в Москву. Иван III вершит суд: вечу не быть, посаднику не быть, власть Москве держать.
Покорение Новгорода – пик объединительной политики Ивана III. В.Янин: "не столкновение диктатуры и демократии, а столкновение двух элит: московской и новгородской"
1485 г. – присоединена Тверь. Там стал князем Иван Иванович Молодой, сын Ивана III, рано умер.
При Иване обостряются отношения с Ордой. В 1472 г. Русь вновь отказалась выплачивать дань. 1480 г. – хан Ахмад приводит с собой 100-тысячное войско. Перед Иваном встаёт ряд проблем: с Запада угрожает Литва, с юга – крымский хан, с востока – Ахмад, а также воинствуют братья Ивана III (Андрей Углицкий и Борис Волоцкий), недовольные тем, что он не поделился землями умершего Дмитровского князя Юрия.
1480 г. – стояние на реке Угре. После нескольких стычек, когда уже покрылась льдом, Ахмат собрал войско и ушел. Так, спустя 240 лет, закончилось монгольское иго на Руси.
Социальные перемены: во второй половине XV в. опорой трона становится служилое сословие, дворянство. За службу помещали дворян на землю – поместья. Условное землевладение – "воюю – моя земля, не воюю – отдаю государству". Передача тем, кто будет за нее работать. За особые заслуги – своя земля, вотчина. Передача без условий.
Правовые перемены.
Нужно было единое правовое поле. 1497 г. – общерусский Судебник, судебник Ивана III. В него вошли нормы "Русской правды" и местного законодательства. Неделя до 26 ноября и неделя после – время для перехода крестьян от одного помещика к другому. Цена – 25 копеек за год (не больше рубля). Рубль – 250 пудов ржи, или одна четвёртая годового дохода крестьянской семьи. 2 Позиции: узаконение хождение или первый шаг к оформлению крепостного права? Традиция => закон=>нравственная болезнь до 1861 г.
Административные перемены.
К концу XV в. складывается стройная система управления страной. Во главе – великий князь Московский и Всея Руси (не царь), затем Боярская Дума – законосовещательный орган, 12-15 человек. Избы – органы центрального управления, отраслевые. Появляются местные органы власти – Кормления. Часть налогов боярин оставлял себе. Международные перемены.
Иван III овдовел, женился на иностранке Софье Палеолог, родом из Византии, воспитанной в Риме. Обручение – в Риме, 1472 год. Иван III связал себя с ушедшей в прошлое Византией, в Риме же считали, что раз Софья воспитана в Риме, то повлияет на Москву в пользу католичества.
Cофью на Руси не любят. Участвовала в интригах. Отношения между Софьей и Иваном: он посадит её ненадолго в тюрьму. Она отстаивала интерес своих детей.
Культурологические последствия: появление инженеров, врачей, архитекторов (итальянские мастера, строившие соборы в Кремле).
Русская власть обрела Византийскую пышность.
Псковский монах Филофей стал автором теории "Москва – третий Рим"т. к. в Риме – католицизм, в Византии – православие, и Константинополь – Второй Рим. После гибели Константинополя истинная вера –в Москву, на Русь. Москва – третий Рим, наследница истинной веры. Впрочем, эта теория никогда не являлась основанием для агрессивных планов или действий. Основание духовного православия.
Из Византии приняли герб – двуглавый орел, на его груди – московский герб. Страна всё чаще называется Россией.
На рубеж XV - XVI вв. в рамках Российской Православной Церкви возникает конфликт, затрагивающий интерес власти. Иосифляне (последователи основателя Иосифо-Волоколамского монастыря) считали, что церковь должна господствовать, быть богатой, иметь земли, это угодно Богу. Но она должна поддерживать власть. Нестяжатели (идеолог – Нил Сорский) пришли из Европы, где зарождался протестантизм в протест католичеству. Иная трудовая этика – отношение к труду не библейское, не как к наказанию. Они были за бедную церковь. Но за церковь до известной степени самостоятельную. Сначала Иван III поддерживал вторых, потом – осифлян. Победа осифлянам – это победа традиций над динамикой, изоляции над готовностью к диалогу.
Русь всё больше входила в эпоху изоляции.
1505 г. – Иван III скончался, до своей смерти имел тяжёлые отношения с Софьей. Ещё при жизни возвел на престол сына от первого брака – Дмитрия Ивановича. Софья же отстаивает право на престол своего сына Василия. Ивана III перед смертью вернул расположение к Василию.