... > История России > Общественная мысль второй...

Общественная мысль второй четверти XIX в. Славянофилы и западники

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

три основополагающих принципа Славянофильство Революционеры-демократы Западники
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В 1820-начале 30-х существовали лишь небольшие кружки, в кот. велись вольнодумные разговоры. В 1830-1850-х гг. начали оформляться основные идейные течения: консерватизм, либерализм (западники и славянофилы) революционно-социалистический радикализм.

Консервативное, или самодержавно-охранительное. Министр народного просвещения Уваров сформулировал три основополагающих принципа, отличающих Россию от Запада: 1) православие - основа духовной жизни и Церковь - опора самодержавия; 2) самодержавие – основа жизни русского общества и единственно приемлемая для России форма правления; 3) народность – духовное единение народа с царем.

Славянофильство реакция на распространение среди дворянства «слепого подражания» Западу. Славянофилы (братья Киреевские, Аксаковы, Хомяков, Самарин) считали, что Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада, но Петр I нарушил его. Народ должен иметь право на выражение своего мнения, кот. доводится до царя совещательным Земским собором. Они идеализировали патриархальную Русь и нередко принижали прогрессивные достижения западных стран, считая, что если Россия будет развиваться по их пути, то у нее нет будущего. Славянофилы исходили из принципа единства славянских народов. Поскольку политика Николая I строилась на принципе нерушимости европейских границ, сочувствие зарубежным славянам вызывало недоверие в славянофилах. Они также требовали ограничения самодержавия, отмены крепостного права, установления публичного суда, равенства сословий, свободы вероисповедания, собрания депутатов всех сословий для обсуждения вопросов гос. (Земский собор).

Западники (Грановский, Соловьев, Тургенев, Кавелин) считали, что Россия развивается по единому с Зап. Европой историческому пути. Петр I осуществил сближение России с Европой. высоко ценили достижения европейских стран и хотели, чтобы Россия развивалась именно по их пути, преодолев с помощью реформ свое отставание. Для этого в первую очередь надо отменить крепостничество и установить конституционное гос. устройство. Эти изменения позволят России образовать вместе с Западом «одну общечеловеческую семью».

Общая черта западников и славянофилов – неприятие крепостного права, цензурного и полицейского произвола.

Революционеры-демократы (Герцен, Огарев, Белинский) развивали идеи утопического социализма и в отличие от декабристов стремились не к организации военного заговора, а к народной революции. Герцен сформулировал теорию общинного социализма, согласно кот. Россия сможет перейти к нему через крестьянскую общину – готовую ячейку соц. общества.

Кружок Буташевича-Петрашевского, революция, а не реформы «сверху».

Особенности: расширился круг (преподаватели и студенты университетов); важную роль стала играть печать, формировавшая обществ. Мнение; привлечение идей немецкой классической философии; в центре внимания оказался вопрос об исторических судьбах России – спор между западниками и славянофилами.