1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ РОССИИ >
  4. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В 60-90-Х ГГ. XIX В

Основные тенденции социально–экономического развития России в 60-90-х гг. XIX в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Создавались акционерные общества фабрично-заводская инспекция
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

С середины 60-х гг. XIX в. получило бурное развитие предпринимательство. Создавались акционерные общества. Казенные предприятия передавались в частные руки. В промышленности происходил переход от принудительного труда к вольнонаемному. Быстро росла численность пролетариата. Во второй половине XIX в. в России развертывался промышленный переворот, то есть переход от мануфактуры к фабрике. Ручной труд заменялся машинным. Росла производительность труда.

Накопление капиталов в России имело во многом те же источники, что и в Западной Европе.

Рабочий день продолжался по 14-16 часов. Широко использовался жен­ский и детский труд, часть зарплаты изымалась через систему штрафов. Только после мощной Морозовской стачки 1885 г. в 1886 г. появился фабричный закон. Рабочие ограждались от произвольных штрафов. Со­здавалась фабрично-заводская инспекция. Ограничивался рабочий день. Стало формироваться трудовое право.

Средняя Азия, Кавказ были поставщиками дешевого сырья и рынком сбыта для промышленной продукции. Весьма выгодными были для россий­ской буржуазии экономические связи с Китаем, Ираном, Афганистаном.

Российские предприниматели пользовались финансовым покровитель­ством со стороны государства. Наиболее выгодным делом был винный откуп, при котором откупщик покупал у государства право на продажу спиртных напитков на определенной территории и стремился любыми средствами перекрыть свои затраты. Некоторые предприятия, банки прибегали к искусственному банкротству, и в результате краха «финансо­вых пирамид» того времени изымались финансовые средства у населения, у доверчивых вкладчиков.

Оборот капиталов быстрее всего происходил в текстильной (хлопчатобу­мажные ткани) и пищевой (особенно сахарной) промышленности. Техни­ческое перевооружение в металлургии, в машиностроении поощрялось правительством и во многом предопределялось потребностями железно­дорожного строительства. Паровозы, вагоны, рельсы, различное обору­дование железных дорог производились в основном в России. В 1891-1901 гг. была построена Транссибирская магистраль, протянувшаяся от Челябинска до Владивостока на 8500 км. Ведущую роль играли Москов­ский, Петербургский, Уральский и Южный (Донецкий) промышленные районы.

В стране сохранялось кустарное и ремесленное производство, которое было ближе к потребителю. По мере усиления конкуренции со стороны фаб­ричных товаров многие ремесленники разорялись.

В последней трети XIX — начале XX в. в России быстро развивался капи­тализм.

К началу XX в. на самом верху социальной пирамиды находилась царст­вующая фамилия, дом Романовых, включавший около 50 персон. Царской семье принадлежали 8 млн десятин земли (по 160 тыс. на каждого в среднем), рудники, промышленные предприятия, вклады в банках, овцеводческое, винодельческие и другие доходные хозяйства. Император распоряжался огромной государственной собственностью. Введение винной монополии пре­вратило питейный доход в важнейший источник госбюджета.

Ведущие позиции в стране по-прежнему занимало дворянство. К началу XX в. в России насчитывалось 1,2 млн потомственных и 620 тыс. личных дворян. Дворяне были офицерами, чиновниками, земскими начальниками, судьями, высшими чинами полиции, жандармами, губернаторами, минист­рами. Дворянство расслаивалось, но сохраняло положение элиты общества.