1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ РОССИИ >
  4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СССР В 1970-1980-Е ГГ. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 Г.

Политическая система СССР в 1970-1980-е гг. Конституция СССР 1977 г.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

переход к идеологической основе СССР Особенности Конституции СССР
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Государственные, политические и культурные процессы в 70-80-х: процесс десталинизации постепенно свертывается и происходит переход к идеологической основе СССР. Усиливается процесс «защиты» советских людей от влияния буржуазной идеологии. Открытое обсуждение многих тем стало невозможно поскольку государственный контроль печати и цензуры осуществляется при главлите. Подготовка проекта новой всесоюзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Конституция СССР 1977 г. принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября.

Структура Конституции 1977 г. следующая:

  • I раздел — Основы общественного строя и политики.

  • II раздел — Государство и личность.

  • III раздел — Национально-государственное устройство.

  • IV раздел — Советы народных депутатов и порядок их избрания.

  • V раздел — Высшие органы власти и управления.

  • VI раздел — Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.

  • VII раздел — правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.

  • VIII раздел — О гербе, флаге, гимне и столице государства

  • IX раздел — Действие Конституции и порядок ее применения.

Особенности Конституции СССР 1977 г.:

  • утверждала впервые в истории СССР окончатель­ное построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства- общегосударственная цель поданной Конституции — формирование бесклассового коммунистического общества, где все будут равны и по правам, и по обязанностям;

  • впервые данная Конституция вводила некоторые формы непосредственной демократии, а именно: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права но, естественно, всем этим правам всегда сопутствовали обязанности;

  • коммунистическая партия по-прежнему была проводником официальной политической идеологии, ей принадлежала руководящая и направляющая роль.

  • Конституция 1977 г. провозглашала принцип демократической централизации органов власти. Конституционные основы СССР: политическая основа: СССР — социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочего класса; экономическая основа: социалистическая собственность на средства производства и землю; социальная — нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г.: народ являлся единственным источником власти в государстве; Советы народных депутатов — единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный Совет, Совет автономных республик высшие органы власти (срок их полномочий — пять лет; в составе Верховного Совета формировался также Президиум); местные Советы народных депутатов (срок их полномочий — 2,5 года);- высший исполнительно-распорядительный орган — Совет министров СССР. Компетенция Верховного Совета СССР —это все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР. Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик — право законодательной инициативы в Верховном Совете. Политический «застой» Вступление в политический «застой» определялось не только самим фактом бюрократизации системы власти и управления, но и чертами этой новой бюрократии. Если прежде партийные работники, государственные служащие и хозяйственные руководители в подавляющем своем большинстве были выходцами из простого народа, проявившими деловые способности, то в 1960 е, а особенно в 1970—1980 е гг. пополнение элиты происходило через особую систему отбора и подготовки кадров будущих руководителей: высшие партийные, комсомольские и профсоюзные школы, Академию общественных наук, Дипломатическую академию, попасть в которые можно было только по рекомендации влиятельных чиновников. Она напрямую зависела от личных симпатий и политических расчетов руководителей.

В ноябре 1982 г. Л.И. Брежнев скончался. Генеральным секретарем ЦК был избран Ю.В. Андропов. С 1967 г. он являлся председателем КГБ СССР. Вес Андропова в кругах руководства страны, во первых, определялся тем влиянием, которое он приобрел благодаря руководству органами госбезопасности, Андропова отвечала интересам различных группировок внутри ЦК и Политбюро. В первой половине 1983 г. развернулась давно не виданная кампания по укреплению трудовой дисциплины. В частности, устраивали облавы в кинотеатрах, банях, магазинах с целью выявления тех, кто находился там в рабочее время. Например, в ходе операции «Паутина» были доказаны многомиллионные хищения в торговле, которые имели массовый характер. Широкий резонанс имели такие расследования, как «узбекское дело», обнаружившее многолетние масштабные махинации с хлопком, «краснодарское дело», дело руководства МВД», затронувшее министра Н.А. Щелокова и его заместителя, зятя Брежнева Ю.М. Чурбанова. Борьба с коррупцией сопровождалась серьезным кадровым обновлением — в среднем более 30% партийных функционеров были вынуждены оставить свои посты. Впервые за долгие годы прозвучали объективные оценки состояния советского общества, признания противоречий и накопившихся проблем. Но правление Андропова продолжалось менее полутора лет. В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов скончался. Полным контрастом Андропову явился новый генеральный секретарь ЦК К.У. Черненко, ближайший друг и соратник Брежнева, критически настроенный по отношению к реформам. Появление у власти такого человека указывает на то, что партийная бюрократия, сдав часть своих позиций под андроповским напором, мечтала о реванше и устранении угрозы своему спокойному существованию. Надежды на Черненко возлагали и сталинисты. Однако бесцветное и короткое правление престарелого и больного Черненко так и не позволило сбыться этим надеждам. В марте 1985 г. К.У. Черненко скончался.