... > История России > Проблема реформирования России...

Проблема реформирования России в начале XIX века и особенности подхода к ее решению в первые годы царствования Александра I (до 1807 года)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

император окружил себя людьми, которые должны были помогать ему в преобразовательных работах Создание министерств привело к возникновению огромного бумажного делопроизводства о продаже незаселенных государственных земель
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

С первых дней царствования император окружил себя людьми, которые должны были помогать ему в преобразовательных работах. Эти молодые, мечтательные, либеральные и, в сущности, послушные приятели Александра за чашкой кофе обсуждали проекты реформ. Узкий кружок близких друзей императора называли Негласным комитетом, представители высшей знати окрестили его «якобинской шайкой». В него входили: племянник князя А.Безбородко, граф Виктор Кочубей, граф Павел Строганов, Николай Новосильцев и польский князь Адам Чарторыйский. Из обсуждавшихся вопросов, определяющих внутреннюю политику Александра в первые годы его правления, можно назвать следующее: состояние администрации, крестьянский вопрос и система образования.

В 1802 году был обнародован указ о правах Сената. В нём частично были учтены пожелания аристократов: Сенат признался верховным органом власти, обладающим административной, судебной и контролирующей властью, но вся его деятельность находилась в полной зависимости от государя.

В том же 1802 году был принят манифест о министерской реформе и образовано восемь министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, финансов, народного просвещения, юстиции и коммерции. Во главе каждого из них стоял министр, руководивший ведомством через свою канцелярию. Эти высокие посты заняли близкие друзья императора: министром иностранных дел стал П.В.Кочубей, товарищем министра внутренних дел – Н.Н.Новосильцев.

По мере укрепления своего положения Александр I после реформ 8 сентября 1802 года перестал считаться с Непременным советом, и на его рассмотрение всё чаще стали поступать разнообразные маловажные и запутанные дела. Непременный совет просуществовал до учреждения Государственного совета в 1810.

Создание министерств привело к возникновению огромного бумажного делопроизводства. В результате этого выросли штаты чиновников, возникла незримая, но достаточно могущественная власть канцелярии и бюрократии, свойственная истории XIX века. Взяточничество, казнокрадство и произвол стали характерными чертами русской жизни.

Вопрос о крепостном положении крестьян остро ставили в повестку дня еще не забытые воспоминания о пугачевском бунте, повторяющиеся локальные волнения крестьян и раскаты французской революции. Но вопрос об общей крестьянской реформе был, отвергнут, ибо, по мнению Негласного комитета, освобождение «непросвещенных» крестьян может привести к «буйству», что, в конечном счете, грозит гибелью государству.

В 1801 году последовал указ, запрещавший печатать в «Санкт–Петербургских ведомостях» объявления о продаже крестьян без земли и с раздроблением семьи. Но закон был обойден находчивыми помещиками, поскольку после этого они слово «продажа» стали заменять словами «отдача в услужение».

Заслуживает внимания указ правительства от 12 декабря 1801 года о продаже незаселенных государственных земель. Согласно ему, всем лицам свободных состояний – дворянам, купцам, мещанам и государственным крестьянам – разрешалось покупать свободные земли и вести на них хозяйство с привлечением наемного труда. Этот указ положил начало буржуазному землепользованию в России, а также разрушил вековую монополию дворянства, которое одно могло приобретать землю в личную собственность.

Большое значение имел указ от 20 февраля 1803 года о вольных хлебопашцах. Он разрешил помещикам по их усмотрению отпускать своих крестьян на волю с землею за выкуп по свободному договору. При этом разрешение мотивировалось интересами, прежде всего самих помещиков – в таком случае они могли получить более высокую цену за свою землю, чем при продаже ее в другие руки. Этот указ носил характер всего лишь частного разрешения: он не мог дать серьезных практических результатов в изменении общей сословной структуры феодального общества. За 25 лет в разряд свободных хлебопашцев поступило всего 47 тысяч крестьян.

В начале века правительство сократило раздачу казенных крестьян в частные руки. Такая мера была вызвана, разумеется, не заботой о крестьян, а их открытым протестом против закрепощения. При этом стали прибегать к другой форме поощрения – сдаче государственных имений в аренду на определенный срок. В конечном счете, правительство Александра I практически ничего не сделало для действительного решения крестьянского вопроса. Дворянство, удерживая всю полноту власти в своих руках, решительно выступало против изменения крепостнических отношений в стране.

Страна была разделена на несколько учебных округов во главе с университетом, которые контролировали постановку гимназического образования, а последние – преподавание в уездных училищах. Университеты пользовались автономией, а их интересы в Петербурге представлял попечитель.

Наиболее успешно была проведена реформа в высшем звене – открыты пять новых университетов. Дворянство, однако, шло туда неохотно, предпочитая военную карьеру. Кроме того, из-за преподавания ряда предметов учеными- иностранцами по латыни, студенты плохо усваивали преподаваемое, и число учащихся было невелико (1326 студентов в четырех русских университетах в 1824 году). Из-за недостатка средств крайне медленно открывались гимназии, уездные и приходские училища.

Несмотря на перечисленные мероприятия, образование в России по-прежнему было недоступно простому народу.