Просвещение и наука во второй половине XVIII в
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В русской культуре XVIII в. происходят значительные изменения, которые определяются коренными преобразованиями в социально-экономической сфере, в жизни и быте народа. Главное влияние оказывает тот факт, что в экономике страны формируется капиталистический уклад. Русская культура XVIII в. развивается как культура светская. Литература, живопись, скульптура более глубоко отображают внутреннюю жизнь человека, его стремления, добродетели и пороки. XVIII век подготовил мощный взлет русской культуры в XIX столетии, который называется «золотым веком» культуры России.
Во второй половине XVIII в. в области образования в России продолжали развиваться две тенденции, сложившиеся еще при Петре I:
расширение сети учебных заведений, увеличение числа народных школ;
закрепление принципа сословности образования, расширение сети учебных заведений для дворян.
Центром российского просвещения стал Московский университет, созданный по инициативе М. В. Ломоносова. Указ об учреждении Московского университета с двумя гимназиями (дворянской и разночинской) был подписан в 1755 г. Елизаветой Петровной. Фактически это означало создание первого русского университета. Он располагался в здании бывшей главной аптеки на Красной площади (ныне на этом месте — Исторический музей). Все документы были подготовлены Ломоносовым, который добился, чтобы преподавание велось на русском языке. В университете было 3 факультета: философский, юридический, медицинский. Крепостные в число студентов не допускались. В 1757 г. в Петербурге была открыта Академия художеств — высшее учебное заведение в области пластических искусств, которое много сделало для развития русской живописи и скульптуры. В 1783 г. открыта
Академия Российская — научный центр по изучению русского языка и словесности. В конце века Академия Российская выпустила Толковый словарь русского языка.
В середине XVIII в. в стране стала формироваться система общеобразовательной школы. Предполагалось ввести три типа учебных заведений — малые, средние и главные народные училища. В губернских городах создавались главные четырехклассные училища, в уездных городах — малые двухклассные. Здесь обучали детей крестьян, мастеровых, солдат, матросов. Основными учебниками были «Грамматика» М. Смотрицкого, «Первому учению строки» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого, Азбука, Часослов, Псалтырь. В 66 духовных семинариях обучались дети православного духовенства. Дворянские дети получали образование в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионах, шляхетских корпусах - или обучались на дому. Более 20 школ — горные, медицинские, штурманские, коммерческие — давали специальное образование. Всего к началу XIX в. в России существовало 550 учебных заведений, в которых обучалось 62 тысячи человек (для сравнения: во Франции в это время было 8 тысяч учебных заведений).
В 1764 г. создается первое женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре в Петербурге. В течение 12 лет девочек из дворянских семей обучали иностранным языкам, арифметике, истории, музыке, танцам, домоводству и пр. Для мещанок в Москве был открыт Екатерининский институт.
Все мероприятия в области образования были связаны с именем И. И. Бецкого, который возглавлял Академию художеств, Кадетский корпус, Смольный институт. Он считал, что путем воспитания можно создать новую породу людей. Чтобы дать детям хорошее образование, надо изолировать их от родителей, домашней среды (во избежание дурного влияния) и поместить в закрытые школы (интернаты).
Центром научной мысли России с 1725 г. становится Академия наук. Ее первыми членами были иностранные ученые: великие математики Л. Эйлер, И. Бернулли. Но было среди иностранцев и немало проходимцев: библиотекарь Шумахер или историк Байер — творец лженаучной норманнской теории о происхождении Русского государства. С середины 60-х годов широкий размах получает экспедиционная деятельность Академии наук. Географы, этнографы, натуралисты объездили огромные пространства Европейской России и Сибири. Этнограф С. П. Крашенинников в 1757 г. составил «Описание земли Камчатки», где собрал сведения о природе, населении, его быте и обрядах. Начиная с 1760-х годов и до конца века в России появилась целая плеяда русских академиков, получивших образование в академическом университете или за счет академии за границей, — С. Я. Румовский, И. И. Лепехин, П. Б. Иноходцев, В. М. Севергин и др.
В XVIII в. создаются первые труды по истории Российского государства. «Отцом русской истории» называют В. Н. Татищева. Он собрал огромное количество документов, сличил многие летописные материалы, снабдил их географическими, этнографическими, хронологическими примечаниями. Полностью «История Российская...» была напечатана во второй половине 1760-х годов, когда ее автора уже не было в живых. Большую лепту в развитие общественных наук и разработку истории России, историографии и т. п. внесли историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин.
Выдающимся ученым-энциклопедистом, просветителем был Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Он родился в семье крестьянина-помора близ Холмогор. В 1730 г. 19-летний Ломоносов отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. в числе 12 лучших учеников он был отправлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года — в Германию изучать естественные науки в университете Марбурга и горное дело в саксонском городе Фрейберге. Находясь за границей, Ломоносов по рекомендации профессора Хр. Вольфа прочитал ряд книг, в том числе и книгу Р. Бойля, в которой говорилось об атомах, бесконечно малых частицах, составляющих «видимый сей мир». С этого времени Ломоносов всю свою жизнь посвятил созданию собственной теории, объясняющей все физические и химические явления. В Германии он женился на Елизавете Цильх, в 1741 г. вернулся в Россию. В 1745 г. был назначен профессором по классу химии Академии наук.
Ю. Ломоносов проявил универсальность научных интересов. Ученый занимался изысканиями в математике, физике, химии, астрономии, геологии, биологии, языкознании. Его стараниями была создана первая в России химическая лаборатория, где разрабатывалась технология получения цветных стекол, смаль для мозаики, велись исследования по физической химии. По инициативе Ломоносова в 1755 г. открылся университет в Москве. Ломоносов первый в нашей стране создал атомное учение, на основе которого сумел разработать так называемую физическую картину мира. Еще до Лавуазье он экспериментально доказал закон сохранения массы, открыл существование атмосферы у планеты Венера. Своими трудами он положил начало естественным наукам в России. В «Древней Российской истории» Ломоносов изложил идеи о происхождении имени и народа российского. Величайшая заслуга Ломоносова заключается в том, что он был, есть и останется первым русским поэтом. Его ода «На взятие Хотина» была написана по новым законам стихосложения, с нее, по словам Белинского, началась современная русская литература. В конце жизни Ломоносов получил международное признание: был избран членом Стокгольмской и Болонской академий.