Расцвет Киевской Руси. Внутренняя и внешняя политика Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Владимир (980-1015) при Владимире происходило укрепление государственного аппарата.
Для обеспечения защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей.
К этому времени сложились в основных своих формах феодальные производственные отношения (ФПО). ФПО характеризуются господством крупной земельной собственности, которая находилась в руках класса феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были её держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования.
Первая религиозная реформа: Владимир решил реформировать языческие представления Руси и с этой целью попытался создать единый пантеон богов. Но попытка Владимира превратить язычество в государственную религию потерпела крах.
Вторая религиозная реформа (988-989).В качестве новой государственной религии было принято христианство. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. Оно укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освещая феодальную собственность и подчинение властям. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, так как Русь теперь стала равной другим христианским странам, торговые связи с которыми значительно расширились.
С принятием христианства на Руси возникла церковь как особая феодально-религиозная организация. Во главе церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину».
Ярослав Мудрый (1019-1054). При Ярославе Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем.
Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя мечтали породниться лучшие дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Рост силы и авторитета Ярослава впервые позволил ему назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона – русского по происхождению.
«Русская правда». Составившая первую часть «РП» «Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорило о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми и, прежде всего, в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правилами, как и киевские.