Реформы Петра I в области госуправления. Завершение абсолютной монархии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Из всех преобразований времени правления Петра I (1689-1725) центральное место занимала реформа всех звеньев государственного управления. Унаследованный Петром от предшественников старый государственный аппарат был не в состоянии справиться с выдвигаемыми временем задачами. Петр I радикально перестроил всю систему центральных органов государства. Боярская дума уже в конце XVII в. фактически прекращает свою деятельность и ее функции переходят с 1699 г. Ближней канцелярии, которая с 1708 г. стала называться «консилией министров» - временному совету руководителей важнейших правительственных ведомств. При самом Петре существовала личная канцелярия - кабинет.
В 1711 г. вместо «консилии министров» был учрежден Правительствующий Сенат. Первоначально, по мысли Петра, он должен был заменять государя во время его отсутствия в столице. Однако вскоре Сенат наделяется правами исполнительной и судебной власти, обладая при этом значительными законодательными функциями. Члены Правительствующего Сената в составе 9 сенаторов назначались лично царем. Решения принимались коллегиально, на общем собрании. Функции Сената были широки и разнообразны. В обязанности его членов входила забота о государственных доходах и расходах, регулирование службы дворян. При этом одновременно Сенат являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом.
Для контроля в центре и на местах в 1711 г. были введены должности фискалов, которые следили и доносили о любых действиях подданных, наносящих вред государству. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор (П.И. Ягужинский, бывший ранее денщиком у Петра), который осуществлял контроль за всей деятельностью Сената и претворением в жизнь решений и указов государя. Действуя через подчиненных ему прокуроров на местах (гласный надзор) и фискалов (тайный надзор), генерал-прокурор выступал как «око царево».
Сенат в руках Петра стал послушным исполнителем его воли и планов. Однако многообразие его функций диктовало необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных государственных органов.
Система управления, сложившаяся в XVII в. уже не соответствовала требованиям времени. Вместо многочисленных приказов с их расплывчатыми функциями были учреждены 12 государственных коллегий, в качестве органов отраслевого управления. Замена старых приказов новыми центральными учреждениями-коллегиями - была произведена в период с 1717 по 1721 гг. Организация управления через коллегии базировалась на опыте функционирования подобных учреждений Швеции, Голландии с учетом Российских особенностей. В отличие от приказов в новых органах решения принимались коллективно. Наиболее главными («первейшими») были Военная, Адмиралтейская (морская) коллегии и коллегия Иностранных дел. Финансами ведали три коллегии: Камер-коллегия - доходами, Штатс-контор-коллегия - расходами, Ревизионная-коллегия контролировала поступление дохода и правильность расходования учреждениями отпущенных им финансов. Коммерц-коллегия и Мануфактур-коллегия управляли торговлей и промышленностью, за исключением горной и военной, которая относилась к ведению Берг-коллегии. Юстиц-коллегия - гражданским судопроизводством. Вотчинная коллегия, созданная несколько позднее (1721), вместо Поместного приказа ведала земельными вопросами (рассматривала земельные сделки, решала земельные споры и др.). Духовная коллегия являлась органом церковного управления. В 1708-1709 гг. радикально было реорганизовано местное управление. В допетровское время уезды, отдельные города и слободы, а зачастую и волости подчинялись непосредственно центру, не было четкого административно-территориального деления. Уезды сильно различались по размерам территории и величиной населения. Все это требовало нового подхода к совершенствованию организации местного управления. В 1708 г. вся территория страны была разделена на восемь губерний (позднее на 11). В две из них (Петербургскую и Азовскую), находящиеся на границах страны, были назначены генерал-губернаторы, а в остальные губернаторы из числа видных государственных деятелей, ближайших сподвижников Петра (Меншиков, Апраксин, Стрешнев и др.). Губернаторы обладали всей полнотой административной и судебной власти и являлись главнокомандующими войск, находящихся на территории подведомственных им губерний. Генерал-губернаторы и губернаторы подчинялись царю, Сенату и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу. Губернаторы имели помощников, ведавшими отраслями управления (военной, финансовой, юстиции). В каждой губернии были созданы губернские канцелярии. Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. Оперативно управлять огромной территорией при существующих средствах сообщения из центра становилось уже невозможным, необходима была разумная децентрализация власти. Назначая губернаторами крупных государственных деятелей Петр рассчитывал, что они могут самостоятельно решать многие вопросы на местах. Однако время показало, что многие из назначенных Петром губернаторов и их помощников были одновременно президентами коллегий и сенаторами (Меншиков, Апраксин) и практически не могли постоянно находиться в подведомственных им губерниях, а их вице-губернаторы не имели достаточных полномочий для решения многих вопросов.
Создавшееся положение указывало на необходимость дальнейшего совершенствования местного управления. В 1719 г. проводится второй этап реформы. Губернии делятся на 45 (позднее на 50) провинций. В пограничные провинции назначались губернаторы, а во внутренние - воеводы. Основной единицей местного управления становится провинция. Губернатор осуществлял общий надзор за управлением своей губернии. В каждой провинции создается аппарат управления, который помимо губернатора подчиняется также соответствующей коллегии в центре. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Предпринималась попытка заменить уездную администрацию выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Подчинялся комиссар провинциальной канцелярии и был ответственен за сбор подушной подати, поимку беглых крестьян, контролировал ход выполнения казенных повинностей. С 1713 г. в помощь губернатору местное уездное дворянство выбирало 8-12 ландратов (советников), а после введения подушной подати были образованы полковые дистрикты. Расположенные в них воинские части наблюдали за выполнением населением решений вышестоящих решений и в случае надобности пресекали антиправительственные выступления. Таким образом, была создана трехзвенная система: губерния, провинция, уезд. Города имели свое городское управление: губернские - магистраты, уездные - ратуши, подчинявшиеся в центре Главному магистрату.
Становление абсолютизма. С середины XVII в. сословно-представительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Абсолютизм (абсолютная монархия), форма государственного управления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII в., когда Петр I в Артикуле воинском отмечал, что «его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, «яко христианский государь, по своей воле и благомышлению управлять». В 1722 г. в Уставе о наследии престола было установлено право монарха назначать себе преемника, что отменяло последнее еще сохранившееся ограничение его власти. С этого времени власть монарха становится неограниченной, в полной мере утверждается абсолютная монархия.
Наследниками Петра были: старший сын (от брака с Евдокией Лопухиной) Алексей Петрович (1690 г.р.) - казнен в 1718 г и Петр Петрович (от брака с Екатериной Алексеевной) - скончался в младенчестве в 1719 г. Петр I умер 28 января 1725 года после тяжелой болезни, не успев назначить преемника, что послужило почвой для неоднократных дворцовых переворотов в XVIII веке.