1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ РОССИИ >
  4. РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. КУЛЬТУРА, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

РФ на современном этапе. Культура, наука и образование

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

резко возрос спрос на второе образование распространилась мода на западные музыкальные стили и модели поведения объемы финансирования отечественной науки резко сократились рост религиозного самосознания людей
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Последнее десятилетие ХХ в. отмечено радикальными переменами в духовной жизни страны и новыми процессами в развитии культуры. Важнейшими условиями космических и политических преобразований стали утверждение свободы слова, развитие глобальной сети коммуникаций, рост вовлеченности России в мировое культурное и информационное пространство.

В результате к середине 1990 х гг. резко возрос спрос на второе образование. Наиболее востребованными и популярными стали связанные с развитием новых рыночных институтов профессии (менеджер, финансист, юрист, риэлтор, аудитор). Культурная жизнь первых постсоветских лет чутко реагировала на происходящие перемены. Главной характеристикой культурной панорамы стала мозаичность, стилевое многообразие, сосуществование разных направлений при отсутствии «социального заказа», направляющего развитие культуры советской эпохи. Утвердилась свобода творчества. Открылись частные картинные галереи, появились многочисленные театральные и выставочные проекты, рассчитанные на разные вкусы. Исчезло размежевание между «официальной» и «не официальной» сферами художественного творчества. В первой половине 1990 х гг. резко сократилось государственное финансирование объектов культуры — музеев, театров, библиотек.

Массовая культура впервые после перестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствованные образцы. В кинопрокате успех имели в основном кассовые американские фильмы («Парк юрского периода», «Годзилла», «Звездные войны» и др.). Лидерами книжных продаж стали переводные зарубежные издания, рассчитанные на массовую аудиторию. В молодежной культуре распространилась мода на западные музыкальные стили и модели поведения. Панков и металлистов быстро потеснили рэперы и готы. Появилось развлекательное чтения для всех («Семь дней»), для женской и мужской аудитории («Лиза», «Космополитен» и др.). Широкое хождение получили книги легкого жанра, особенно детективы (А. Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.), любовные романы, фэнтези (Ник Перумов, А. Бушков и др.). Размежевание на рок и легкую развлекательную музыку (попсу) происходило на эстраде. В отечественном кино появились коммерческие ленты, эксплуатирующие общие для мировой кассовой кинопродукции приемы (такие, как «Ночной дозор» или «Турецкий гамбит»). В театральных постановках стали широко использоваться приемы документального жанра, когда в текст вводились интервью или подслушанные на улице разговоры (в этой технике ставит, например, московский Театр.doc).

В кино широко использовались не только дорогостоящие спецэффекты и компьютерные технологии, но и приемы съемки в режиме реального времени («Русский ковчег», реж. А. Сокуров, 2002) и подходы документального кино, в том числе в характерном ироническом ключе («Первые на Луне», реж. А. Федорченко, 2005). В телевизионной документалистике широко использовался прием «исторической реконструкции» реальных событий. В 2005 г. в Москве прошла Первая международная биеннале (выставочный проект, организуемый один раз в два года) современного искусства, состоялись масштабные выставки современного искусства «Москва — Берлин, 2004». Полем художественного творчества становились городское пространство и природная среда (ленд арт). В привычный элемент городской среды превратились граффити — вид самодеятельного художественного высказывания, быстрого по исполнению и не требующего особых художественных навыков (хотя в этой технике работали и профессиональные художники). Общественные настроения определили тональность современного литературного творчества. В центре художественных поисков 1990 х гг. оказалась постмодернистская интерпретация современной действительности.

В России зимой 2007 г. число пользователей Интернета достигло, по данным опросов общественного мнения, 28 млн человек (т. е. 25% населения старше 18 лет). Это заметно меньше, чем в европейских странах (рекорд по уровню охвата Интернетом держит Швеция — 77% населения, в Германии — 61% по состоянию на 2005 г.).

В начале 1990 х гг. объемы финансирования отечественной науки резко сократились. Многие ученые, особенно естественнонаучных и инженерных специальностей, уехали работать за рубеж. В результате недофинансирования и нехватки кадров многие перспективные отечественные разработки были приостановлены. Общая численность занятых в научной сфере уменьшилась в течение 1990 х гг. в 2,5 раза, происходило старение кадров. В начале текущего десятилетия объемы государственных вложений в науку и образование постепенно стали расти.

Огромный интерес вызвала публикация неизвестного массовому читателю наследия русской философской мысли — Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Г.П. Федотова и др. Их размышления о судьбе России и о русском национальном самосознании оказались глубоко созвучными современным духовным исканиям. Возвращение российскому читателю наследия русских философов и писателей «первой волны» эмиграции, окончивших свои дни в изгнании (И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, В. И. Иванова, Г.В. Иванова и многих других), позволило говорить о начале процесса восстановления общего поля русской культуры ХХ в. и о возвращении исторической памяти. В начале нынешнего века в России был перезахоронен прах Федора Шаляпина, Анны Павловой, Ивана Ильина, Ивана Шмелева. В страну возвратились некоторые представители послереволюционной эмиграции (такие, как писательница И.В. Одоевцева, вдова поэта Г.В. Иванова, певица А.Н. Баянова). В 1994 г. вернулся в Россию А.И. Солженицын. Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного самосознания людей. Возврат к вере открывал путь к восстановлению преемственности духовных традиций и современности.

Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий — православия, ислама, иудаизма, буддизма. Огромным событием в жизни церкви и верующих стало прославление в год 2000-летия Рождества Христова новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти. В том же году был открыт и освящен воссозданный храм Христа Спасителя в Москве. К концу 1990 х гг. заметно вырос интерес к творческому прочтению этого опыта.