... > История России > РФ на современном...

РФ на современном этапе. Внешняя политика. Новые ориентиры на международной арене

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов Россия поддержала США в антитеррористической кампании Российско-латиноамериканский диалог достиг высокого уровня взаимопонимания
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Первоочередные задачи внешней политики при Путине были сформулированы с позиций защиты национальной безопасности:

  • поддержка целей и принципов Устава ООН, общепризнанных норм международного права;

  • создание благоприятных условий для внутренних преобразований в стране;

  • формирование пояса добрососедства по периметру российских границ и содействие устранению там очагов напряженности;

  • строительство системы международных партнерских и союзнических отношений;

  • защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.

Основной проблемой российско-американских взаимоотношений в 2000—2001 гг. являлось стремление Вашингтона выйти из договора по ПРО 1972 г. и создать национальную систему ПРО. Сотрудничество России и США в области ядерного разоружения развивалось, напротив, успешно. 14 апреля 2000 г. Государственная Дума ратифицировала Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ 2). В развитие сотрудничества в этой сфере 24 мая 2002 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП). К 2012 г. стороны наметили сократить ядерные силы до 1700—2200 ядерных боеголовок. После терактов 11 сентября Вашингтон объявил своим главным врагом международный терроризм. Россия поддержала США в антитеррористической кампании. Владимир Путин выступил с поддержкой инициативы США по уничтожению «Аль Каиды» в Афганистане. Дальнейшее расширение НАТО на Восток стало очередным негативным фактором в отношениях между Россией и США. Впервые членами НАТО стали бывшие республики СССР. Во время визита в КНДР 19—20 июля 2000 г. Президент России Путин стремился убедить лидера Северной Кореи Ким Чен Ира отказаться от испытаний баллистических ракет в обмен на предоставление Россией Пхеньяну спутников. Ким Чен Ир согласился на это условие, однако через несколько дней дезавуировал собственные слова. Москва также выступила с инициативой создания стратегической ПРО для Европы. Это предложение встретило поддержку со стороны Франции и Германии, однако США не согласились с предложением России. В октябре 2002 г. президент США Дж. Буш младший принял принципиальное политическое решение приступить в 2004 г. к развертыванию системы НПРО. В Совете Безопасности ООН 8 ноября 2002 г. была принята резолюция № 1441 о возобновлении инспекционной деятельности ООН на территории Ирака.

Однако США без санкции Совета Безопасности ООН, используя ложные обвинения в адрес С. Хусейна (президента Ирака) в разработке оружия массового поражения, при поддержке Великобритании вторглись в Ирак. 20 марта 2003 г. началась война с Ираком. Против войны выступили Россия, Китай и даже ряд союзников США по антитеррористической коалиции и НАТО. Поиски оружия массового поражения (ОМП) в Ираке так и не дали никаких результатов. Нападение Грузии на Южную Осетию в августе 2008 г. было отражено вооруженными силами России в ходе операции по принуждению к миру. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Отношения стратегического партнерства были установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией, многими странами Латинской Америки.

В настоящее время Россия поддерживает отношения с 30 из 33 стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Российско-латиноамериканский диалог достиг высокого уровня взаимопонимания. Готовится протокол о политических консультациях с такой влиятельной организацией, как Карибское сообщество (КАРИКОМ). В повестке дня стоит развитие отношений с Общим рынком Южного конуса (МЕРКОСУР) — одной из ведущих экономических группировок Южной Америки. В декабре 2003 г. министр иностранных дел России И. С. Иванов принял участие в саммите МЕРКОСУР в Уругвае. Россия и государства Латинской Америки проявляют все больше внимания к развитию связей в материально-хозяйственной сфере. По объему торгово-экономических отношений в группу ведущих российских партнеров в Латинской Америке входят Аргентина, Чили, Бразилия и др. 

Российско-японские отношения. Как и раньше, главным препятствием, стоящим на пути полноценного развития отношений между обеими сторонами, остаётся притязание Японии на группу Курильских островов, мешающее подписанию мирного договора. Особую критику вызывала новая стратегическая концепция НАТО, не исключающая проведение силовых операций без санкции Совета Безопасности ООН. Негативное отношение сохранялось и к расширению НАТО на восток. В ряду приоритетных региональных направлений отношения с США заняли третью позицию, после СНГ и Европы.