1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ РОССИИ >
  4. РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ В XVIII В

Русская культура и просвещение в XVIII в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Просвещение Московский университет Смольный институт благородных девиц В.Н.Татищев и М.В.Ломоносов классицизм Фонвизин Бартоломео Растрелли
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Просвещение. В начале XVIII в., во время войны со Швецией, стали появляться светские учебные заведения, готовившие специалистов для армии и флота. Для дворян было введено обязательное начальное образование. В 1714 были открыты цифирные школы для детей непривилегированных сословий. В середине века большая часть основанных при Петре школ стала дворянскими, и образование стало дворянским. В 1725 в Петербурге была открыта Академия наук, в состав кот. вошли университет и гимназия для подготовки кадров. В 1755 по инициативе Ломоносова и при поддержке Шувалова был создан Московский университет (для непривилегированных сословий). Впервые Бецкой обратил внимание на женское образование. В 1764 был создан Смольный институт благородных девиц. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные 4-х классные главные народные училища, а в каждом уезде – двухклассные малые народные училища. В первых двух классах преподавали чтение, письмо, счет, закон Божий. В старших классах – историю, географию, геометрию, физику и др. К концу века в 288 народных школах обучалось более 22 тыс. учащихся. В конце века в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.

Наука и техника. Создание в 1725 Академии наук привлекло в Россию европейских ученых. В первой четверти века были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Были открыты богатейшие рудные залежи на Урале, давшие в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и Бакинской нефти; обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средней Азии. Эти работы подготовили издание в середине века географом Кирилловым «Атласа Российского» (В середине этого века лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» Кириллова.) Экспедиции Беринга (1741) достигли пролива между Азией и Америкой. Во второй половине века продолжалось изучение природных ресурсов страны. С этой целью в различные районы России были направлены пять экспедиций, кот. собрали богатый материал о животном и растительном мире, реках, составили описания городов и предприятий.

Были введены прививки от оспы. Первой сделала себе прививку Екатерина II. Кулибин спроектировал лифт, «самобеглую коляску», одноарочный 300-метровый мост через Неву. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто.

В.Н.Татищев и М.В.Ломоносов положили начало русской исторической науке. Князь Щербатов «История Российская от древнейших времен» (до воцарения Романовых).

Литература. Важнейшим направлением в русской и европейской литературе середины 18 в. был классицизм. Особенностями этого стиля – гражданская тематика, апология просвещенного абсолютизма, рационализм. Герои классицизма выражают то или иное качество. Для русского классицизма характерно использование не античных, а отечественных сюжетов. Важнейшими жанрами класс. Произведений были поэтические оды и сатиры, драматические трагедии и комедии. (Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумарков). Самым выдающимся поэтом конца 18 в., писавшим в стиле классицизма, стал Державин. Внешне к классицизму относятся и комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль». Но его герои – это живые люди, наделенные не только пороками или добродетелями, но и индивидуальными чертами. Во 2-й пол. В. складывается сентиментализм, для кот. характерно внимание к внутренним переживаниям «маленького человека». Важнейшими жанрами этого стиля стали чувствительная повесть и путешествие. – повесть Карамзина «Бедная Лиза».

Общественная мысль. В первой четверти Петр I и его сподвижники с рационалистических позиций доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютистскую власть. Посошков в книге «О скудости и богатстве» выступал как горячий поборник русской промышленности и торговли. Значительное влияние на развитие обществ. Мысли оказал «Наказ» Екатерины Уложенной комиссии, провозгласивший: гарантии свободы, частной собственности, защиты от судебного произвола. Екатерина утвердила в России идеал просвещенной монархии.

Развитию просвещения способствовал Новиков. В его типографии печатались учебники, словари, грамматики. Одной из важнейших задач Н. считал борьбу за национальные основы русской культуры против преклонения дворянства перед иностранщиной. В годы реакции после разгрома Крестьянской войны 1773—75 под предводительством Е. И. Пугачева Н. вступил в масонскую ложу. 1792 Н. был арестован и без суда заключён на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. При Павле I был освобожден (1796), но без разрешения продолжать прежнюю деятельность. Радищев написал «Путешествие из Петербурга в Москву», в кот. призывал к расправе с помещиками, цареубийству и свержению монархического правления.

Архитектура и изобр. искусство. В сер. XVIII в. преобладающим архитектурным стилем было барокко. Крупнейший российский архитектор – выходец из Италии Бартоломео Растрелли. Он построил Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе и др. Во 2-й пол. Века – классицизм. На смену пышным постройкам барокко пришли подчеркнуто лаконичные здания, строго симметричные, лишенные второстепенных деталей. В стиле классицизма строились и столичные дворцы, и дома провинциальных помещиков. Московский университет Казакова. Вторая пол. Века – расцвет русской живописи, прежде всего портретной, что было вызвано стремлением знати увековечить себя на полотнах художников. Пейзаж, жанровые сцены, картины на исторические темы. Шубин – автор целой галереи портретов гос. деятелей и полководцев России. Француз Фальконе создал самую знаменитую скульптуру России – памятник Петру I («Медный всадник»).