... > История России > Русская культура начала...

Русская культура начала XX в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Образование Серебряным веком русской культуры Художественная литература Театр новорусский стиль Архитектура модерн акмеизм символизм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Процессы в России на рубеже XIX-XX вв привели к перелому в духовно-культурной сфере. Начался пересмотр устоявшихся ценностей. Этот период иногда называют Серебряным веком русской культуры.

Образование. Увеличилось общее число уч. заведений различных типов, повысилась общая грамотность населения. В 1908 г. был принят закон о поэтапной школьной реформе, согласно которому предполагалось в течение 10 лет ввести обязательное бесплатное начальное обучение, но осуществить это не удалось. Больше половины населения (в основном крестьянство) оставались неграмотными. Основной формой средних уч. заведений продолжали оставаться классические гимназии и реальные училища. К 1914 в России было уже 150 вузов, в кот. обучались свыше 127 тыс. студентов. Важную роль играли частные уч. заведения. В 1911 был принят закон, уравнивающий права женщин и мужчин в получении высшего образования.

Печать. В первое десятилетие XX в. по количеству издаваемых книг Россия вышла на третье место в мире после Германии и Японии. В 1912 выпускалось больше тысячи легальных газет.

Наука. Лебедев стал создателем русской научной школы физиков. Он впервые экспериментальным путем получил и исследовал природу и распространение электромагнитных волн, открыл и измерил давление света на твердые тела и газы. Вернадский заложил основы новых наук: биохимии, биогеохимии, радиогеологии, экологии. Павлов создал учение об условных рефлексах. В 1904 ему первому из русских ученых за исследования в области физиологии пищеварения была присуждена Нобелевская премия. Этой же высшей международной награды удостоился в 1908 Мечников за открытия в области иммунологии и инфекционных заболеваний. Циолковский в своих теоретических исследованиях обосновал возможность космических полетов в будущем. В 1913г. в Санкт-Петербурге началось производство первого отечественного многомоторного самолета «Илья Муромец» конструкции Сикорского.

Художественная литература. Возникли декадентство (упадок), которое проповедовало безнадежность и упаднические настроения (Мережковский); модернизм, включавший символизм (Брюсов, Блок), акмеизм (высшая степень) – Гумилев, Ахматова, Мандельштам. Акмеисты противопоставляли мистическим устремлениям символистов обращение поэзии к человеку, к реальному миру, требовали возврата слове его первоначального, не символического смысла; футуризм (будущее) – авангардистское течение в искусстве, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой, эстетику современной урбанистической цивилизации (Маяковский, Черный). Существовал критический реализм (Горький, Чехов, Куприн).

Театр. По инициативе Станиславского и Немировича-Данченко был основан Московский Художественный театр. Главным принципом творчества нового театра стало стремление передать на сцене «правду жизни». Развивался кинематограф.

Происходил творческий подъем в музыке. Композиторы-новаторы Рахманинов и Скрябин. Центром музыкальной жизни России были Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве. Важную роль играла частная опера Мамонтова, а затем Зимина. Именно здесь раскрылся талант Шаляпина.

Живопись. Продолжали свою деятельность передвижники. Однако художники стали искать собственную тематику. Врубель тяготел к фантастике, сказочной символике, к теме изображения демона, что было воплощением его неудовлетворенности жизнью и плодом неадекватного психического состояния; Коровин склонялся к импрессионистским тенденциям. Нестеров развивал религиозно этическую тематику; Серов – жанр портрета (Николая II. Шаляпина, Морозовой…). В 1910-1913 в живописи появилось направление – русский авангард, которое послужило основой для будущего абстракционизма (Малевич).

Архитектура. Три стиля: модерн – Ярославский вокзал и Художественный театр (архитектор Шехтель, 1902), гостиница «Метрополь»; неоклассицизм - Киевский вокзал, Музей изобразительных искусств им. Пушкина; новорусский стиль – Казанский вокзал (Щусев).