1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ РОССИИ >
  4. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛ. XIX В

Русская культура первой пол. XIX в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Россия была разделена на 6 уч. округов Николай I «православие – самодержавие - народность» новый устав для университетов Н.М.Карамзин Пушкин «золотой век» русской культуры
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В 1-й пол. века произошли перемены в быту, прежде всего дворянства и горожан, а быт крестьян не претерпел изменений. Культурный и духовный подъем. Этому во многом способствовал рост национального самосознания, вызванный победой в Отечественной войне 1812 г. и в определенной степени «просвещенная политика» верховной власти в первые годы царствования Александра I.

Образование. В 1802 создано министерство народного просвещения для руководства образовательными процессами в стране. Россия была разделена на 6 уч. округов, в каждом из кот. намечалось создать университет как центр уч. и педагогич. деят-ти. Подготовку, близкую к университетской, давали привилегированные закрытые дворянские лицеи – Демидовский и Царскосельский. В 2-й трети века появились технические и военные уч. заведения: Петербургский технологический институт, Московское ремесленное училище, академии Генштаба, Инженерная и Артиллерийская. Появились Межевой, Лесной и Пед. институты, Земледельческая школа.

В губернских городах открылись гимназии (в 1824 – 24, в сер. Века – более 50-ти), в уездных – уездные училища. Образование для крестьян ограничивалось церковно-приходскими школами. Образование стало доступно не только высшему, но и среднему дворянству, а также разночинцам.

В 1817 Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с председателем Библейского общества князем Голицыным. В 1819 г. во всех университетах был введен курс богословия и учреждены соответствующие кафедры. В том же году Магницкий из Казанского университета уволил 11 профессоров, изъял вольнодумные книги, усилил контроль за студентами; ликвидировал преподавание естественного права и новейшей истории, расширил изучение богословия, но вскоре после воцарения Николая I был отрешен от должности.

Николай I решил создать такую систему образования и воспитания, кот. исключала бы возможность развития революционных настроений и была направлена на формирование верноподданнических взглядов. Исполнителем этого курса стал С.С.Уваров. в 1834 г. он создал теорию официальной народности «православие – самодержавие - народность», ставшую идеологической основой системы гуманитарного образования и воспитания в России в XIX в. Число гимназий и уездных училищ, а также количество учащихся увеличивалось.

В 1827 было запрещено принимать в высшие и средние учебные заведения крепостных. Людям «низших званий» следовало получать образование преимущественно в одноклассных церковно-приходских школах. Для горожан были трехклассные училища и лишь для дворян – семиклассные гимназии. В уч. заведениях обучалось ок. 1% населения. Только программа гимназии позволяла поступать в университет, но существовал экстернат.

В 1835 введен новый устав для университетов. Университеты были отстранены от заведования учебными делами в среднем и низших звеньях, руководство образованием возлагалось теперь на попечителей учебных округов. Министерство получило возможность вмешиваться в деятельность университетов, право утверждать и назначать преподавателей, была увеличена плата за обучение в университетах и ограничено число студентов. Правительство хотело направить молодежь в военные уч. заведения – было основано 11 кадетских корпусов.

В 30-х гг. преподавание естественных и математических наук сократилось в пользу латыни и церковно-славянского. Современная история и литература не преподавались вовсе во избежание возбуждения «вредных мыслей». Государство выступало против домашнего образования и частных школ, поскольку не могло контролировать их так же, как казенные.

Книгоиздательство расширилось, в стране было более 100 книжных лавок, почти в каждом дворянском доме была библиотека. В 1814 г. открылась публичная библиотека в Петербурге. В 1800 было 64 периодических издания, а в 1850 230. Консервативное направление: «Русский вестник» С.Н.Глинки, «Северная пчела». Демократическое: «Вестник Европы» Н.М.Карамзина, «Отечественные записки» Белинского.

Открытия. 1803-1806 - кругосветное плавание «Надежды» и «Невы» под командованием Крузенштерна и Лисянского. 1819-1821 – научная экспедиция в южные полярные моря на шлюпках «Восток» и «Мирный» под рук. Беллинсгаузена и Лазарева – открытие Антарктиды. Началась дифференциация научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Профессор Казанского университета Лобачевский создал неевклидову геометрию. В 1839 Пулковская обсерватория. Пирогов во время Крымской войны возглавил группу хирургов в Севастополе. Он впервые провел операцию под наркозом на поле боя. В 1818 – «История государства Российского» Карамзина.

Художественная литература. – «золотой век» русской культуры. Классицизм (гражданская тематика, апология просвещенного абсолютизма, рационализм. Герои классицизма выражают то или иное качество) – сентиментализм (для кот. характерно внимание к внутренним переживаниям «маленького человека». Важнейшими жанрами этого стиля стали чувствительная повесть и путешествие. – повесть Карамзина «Бедная Лиза»). После войны появился романтизм – стремление противопоставить реальной действительности некий идеальный образ. Особенности: интерес к национальной самобытности и отечественной истории, утверждение сильной и свободной личности. (Жуковский). Во 2-й трети – реализм (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов) – правдивое отражение действительности во всем ее многообразии и противоречивости, внимание к простому человеку, раздумья о судьбах страны и народа; Киреевский.

Музыка. Родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки – М.И.Глинка – опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Архитектура. Продолжение классицизма – русский ампир (возник во Франции, ориентирован не на греческую как классицизм, а на римскую античность; массивность и монументальность, богатый декор в виде орнаментов). Ближе к середине века начинает преобладающее стилевое единство, которая приобретает все больше функционально-стилистический характер. Захаров – здание Адмиралтейства в Петербурге. Огюст Монферран – Исаакиевский собор в Петербурге, 47-метровая колонна на Дворцовой площади – памятник Александру I в честь победы в войне 1812.

Живопись. Романтизм, классицизм (Иванов «Явление Христа народу»), реализм, бытовой жанр. Федотов – основоположник критического реализма – картины, в кот. изображены конфликты, подразумевающие критику отдельных сторон жизни.

Разные уровни культуры: дворянский и крестьянский, городской и сельский, профессиональный и традиционный. В основном нам известны достижения профессиональной культуры (образование, наука, живопись и др.). Но важную роль играла и традиционная, прежде всего крестьянская культура – зафиксированный в жизни многих поколений крестьянства коллективный опыт хоз. деятельности, организация быта, обрядности в повседневном обиходе – составляли основу повседневной культурно-бытовой жизни русского народа.