1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ РОССИИ >
  4. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV-XV СТОЛЕТИЯ

Русская культура XIV-XV столетия

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Феофан Грек Дионисий Андрей Рублев Летописание
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Культура – самое яркое воплощение того, что называется духом времени. Наиболее яркие памятники и интересные процессы в этой области. Что такое культура – не существует известной точной формулы, нельзя охватить все в 1 определении.

Культура – совокупность мат и дух ценностей, накопленных человеком в процессе его исторического развития. (Краснобаев – русская культура. Очерки русской культуры – многотомное издание, каждый период делится на 2 части: духовная и материальная культура).

Архитектура

Наиболее синтетический вид культуры. Постройка храма тянет за собой все остальные материалы и искусства. Большинство храмов были деревянные, и они до нас не сохранились. Есть только 2:

  • церковь Лазаря Муромского на Онежском озере;

  • Рождества Богородицы из села Бородавы 1458 года, на Шексне.

Сегодня – на территории Кирилло-Белозерского монастыря. Сложная по композиции.

Каменных храмов сохранилось больше. Иван Калита – 5 каменных церквей в московском кремле, но ни одного не осталось, были разобраны уже при Иване 3 во время мощной перестройки кремля. Донской Дмитрий – примерно 10 каменных храмов, и тоже ничего не сохранилось. Сохранились самые ранние храмы – постройки Василия Дмитриевича. 4 раннемосковских храма:

  • 2 – в Звенигороде: церковь успения на городке (белокаменный храм. Примерно 1400 год) и Саввино-сторожевский монастырь (белокаменный храм Рождества Богородицы, 1405 год).

  • 3 – Троицкий собор Троице-Сергиево монастыря, 1423 год. Построен над гробом преподобного Сергия радонежского. 

  • 4 – Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве, 1427 год.

Владимирская традиция постепенно исчезает. Килевидные закомары – у ранних московских храмов. Острые. Ярусы кокошников – новое, храм приобретает башнеобразный характер, напоминает тянущуюся вверх пирамиду. Владимирская традиция – гармония, аскетизм. Раннемосковские храмы отражают духовные искания того времени.

Конец 15 века – появление шестистолбного типа храма (ранее – 4 столба). Первый образец – Успенский собор кремля. 1475-79, Аристотель Фиораванти. Первый из итальянских мастеров в России. Архитектор, строитель, инженер, литейщик. Принес в Мск новое отношение к миру. Строил по образцу Успенского собора во Владимире, но надо было сделать его побольше. Пятиглавие. После Успенский собор становится образцом для всех крупных храмовых построек.

Разработки, которые обслуживали московский посад. На посаде появились к этому времени состоятельные люди, которые могли бы построить рядом с собой каменный храм. Должен быть небольшой храм, кот вмещает заказчика с семьей и еще чуть-чуть. Скорее как личный храм. Бесстолпные, крестовый свод – своды соединяются под прямым углом. Белокаменный храм, церковь Трифона в Напрудном. Трифоновская улица, м. рижская. 1492 год. Это – именно посадский храм. Новгород и Псков – очень большое кол-во именно таких храмов, время расцвета боярских республик. Типологически – бесстолпный или двухстолпный храм, небольшого размера, живописные.

Живопись

3 великих живописца:

  1. Андрей Рублев («троица» - мб для троицкого собора в троице-сергиевой лавре, росписи там не сохранились, есть только росписи 1635 года, мб икона написана в похвалу Сергию и поставлена над его гробом). Основной смысл – любовь. Звенигородский чин «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Гавриил». В 1918 году группа реставраторов пытались спасти иконы из древних монастырей, нашли в сарае рядом с церковью, подкладка для дров оказалась иконной доской. Росписи Успенского собора во Владимире, (1408 год примерно)сейчас там остались фрагменты – композиция Страшного суда, шествие в рай, лоно Аврамово.

  2. Феофан Грек. Старший современник Рублева. Оказал ли он влияние на Рублева или нет-споры. Византиец, профессионал, мб был увлечен идеями исихазма (безмолвие, полное отрешение монаха от мира, уход в безмолвие. Безмолвие и физическое и внутреннее, то есть безмолвие страстей. Теория и практика, возможность видеть фаворский свет). Стремление передать Фаворский свет в произведениях. Спас на Ильинке в Новгороде. Внутри молельня с изображениями Грека. Икона Преображения из Переславля-Залесского, икона Донской Богоматери.

  3. Дионисий. Жил в эпоху Ивана 3. Не был монахом, у него были сыновья. Дионисий – другое настроение. Это – праздничность, чувство рая, радость. «Моцарт древнерусской живописи». Мало знаем. 1480 – росписи собора Пафнутьевского Боровского монастыря. Оформление Успенского собора Московского Кремля, но там ничего почти что не осталось. Ферапонтов монастырь – там есть Дионисий. Росписи Дионисия в соборе. 

Живопись была анонимна, не принято было оставлять своего имени. Искусство церковное, следовательно, Господь все знает все про каждого и поэтому не надо подписывать свои произведения. Оставление своей подписи = гордыня, желание похвалы, а это грех. Только с конца 17 века начинается традиция подписывания.

Литература

Летописание – стержень, на который нанизана вся лит деятельность этой эпохи. В летописи попадали лучшие литературные произведения своего времени. Летописание начинается со Владимирского общерусского свода 1305 года (дошел до нас в составе Лаврентьевской летописи). Московское летописание – поздно занялись делом или мб не дошло до нас. Первый Московский Летописный свод – московский свод 1340 года в связи с кончиной Калиты. Московский лет свод 1389 года – летописец великий русский. Мы знаем о нем из текста Троицкой летописи. Троицкая летопись – 1408 год общерусский летописный свод. Создатель свода – митрополит Киприан (скорее всего). 1423 – Фотиев полихром.