Смутное время (1598-1613 гг.) стало одним из самых тяжёлых периодов в истории Российского Государства за всё время его существования. Кризис был настолько сильным, что под вопрос было поставлено не только будущее развитие страны, но и существование России в целом. В этот столь острый период жизни Русского Государства, развился феномен, вошедший в русскую историю как «самозванство», а также сыгравший огромную роль в событиях «Смутного времени».
Для того чтобы обозначить особенности феномена самозванства в период «Смутного времени», следует определить, что в целом собой представляет данное явление. В словарях существует следующее определение понятия «самозванства» - присвоение лицом чужого имени, с целью использования его социального положения. Стоит сказать, что в политической истории этот феномен впервые появился не в России, так считает часть историков, по их мнению, его родина Западная Европа. Буквально за 10-15 лет до появления Лжедмитрия I, в Португалии объявился, чудом спасшийся (погибший во время одного из крестовых походов) король Себастьян, Лжесебатьян в отличии от своего русского коллеги, не смог взойти на престол, и был быстро разоблачён и предан суду. Следовательно, феномен самозванства не является исконно русским, а в целом характерен для европейских стран. Но в то же время, русское самозванство, естественно, имеет свои особенности, продиктованные историческими условиями периода «Смутного времени».
Во времена «Смутного времени» самозванство было ключевым фактором в борьбе за московский престол. Напомню, династия Рюриковичей пресеклась в 1598 г. со смертью Царя Фёдора Ивановича. После этого к власти пришёл представитель влиятельного боярского рода Борис Годунов. Во время его правления, произошёл страшный голод 1601-1603 гг., а в следствии его и восстание Хлопка в Москве. В народе росло недовольство, к тому же стали появляться слухи, о том, что умерший в малолетстве царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного) выжил, и может вернуться на трон. В условиях тяжелейшего кризиса в стране, народ охотно верил в то, что придёт настоящий Царь (представитель законной династии), и станет своего рода мессией и спасителем для государства. Почва для появления такого самозванца созрела идеальная. Этим не преминули воспользоваться внешнеполитические враги Российского Государства. Известно, что первый из самозванцев - Лжедмитрий I (настоящее имя, предположительно – Григорий Отрепьев), заручился военной поддержкой поляков, и благодаря ей, а также поддержки части населения и боярской элиты в самой России, смог прийти к власти в 1605 г. Царствование Лжедмитрия I продлилось не долго. Стоит сказать, что самозванец, не торопился исполнять все обещания данные польскому королю (обещал передать Польше часть русских земель, и распространять католичество), а старался проводить самостоятельную политику. Однако повадки не свойственные для русского царя, быстро настроили против него бояр. Лжедмитрий женился на польке Марине Мнишек по католическому обряду, также стал приближать к своему двору иностранцев, в ущерб интересам русской знати. В итоге, недовольство вылилось в заговор против Лжедмитрия, который возглавил Василий Шуйский. В результате заговора Лжедмитрий был убит, тело сожжено, а его прах был выстрелян из пушки в сторону Польши. Такая незавидная судьба постигла первого самозванца.
Несмотря на гибель Лжедмитрия I, дело его продолжало жить. Поскольку все дальнейшие Лжедмитрии, всего их было 4, основывались именно на судьбе первого самозванца, а из-за того, что политический и экономический кризис в России не утихал, лишь только углублялся, сторонников у свергнутого самозванца было вполне достаточно, то есть почва осталось всё такой-же благодатной для этого. Наиболее успешным из последующих самозванцев был Лжедмитрий II, он хоть и не смог взойти на престол, но получил достаточную поддержку, и имел шансы захватить Москву военным путём. Лжедмитрий II воспользовался восстанием Болотникова, и уже после его разгрома, собрал своё войско из вывших болотниковцев, чтобы начать поход на Москву. Затем, его армия пополнялась наёмниками – поляками и казаками. На пути к Москве ему удалось захватить значительную часть территории и осесть в Тушино, что под Москвой, там Лжедмитрий II организовал альтернативный Москве царский двор. Однако впоследствии потерпел поражение, затем попытался совершить второй поход на Москву, который также завершился неудачно. А в 1610 г. был убит татарином Петром Урусовым, из мотивов личной мести. Личность Лжедмитрия II до сих пор не установлена историками.
Дальше дело шло по накатанной, Лжедмитрий III и Лжедмитрий IV выдавали себя за выжившего Лжедмитрия II. Действовали они одновременно, но в разных точках страны, Лжедмитрий III в Пскове, Лжедмитрий IV в Астрахани. Оба не получили такого признания (особенно в свете успехов Второго народного ополчения Минина и Пожарского), как первый и второй Лжедмитрии, и довольно быстро испарились с политической арены.
Таким образом, феномен самозванства родился не в России, но именно здесь он получил наибольшее развитие, и оказал огромное влияние на историю страны в период «Смутного времени». Это явление оставило в России глубокие последствия, и пустило корни в следующие десятилетия, сопровождая дальнейшие бунты и потрясения в стране. Так, в начале 1670-х гг. во время восстания Степана Разина, появится самозванец, выдающий себя за умершего подростком, сына царя Алексея Михайловича. А уже в следующем XVIII в. Предводитель восстания - Емельян Пугачёв, объявит себя выжившим императором Петром III.