1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ РОССИИ >
  4. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В XV – НАЧАЛЕ XVI В

Система государственного управления в Московском государстве в XV – начале XVI в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Высшие органы управления Великий князь боярской думой Боярская дума Введенный боярин
Центральные органы управления Казна Государев двор принципа местничества Местничество
Местный уровень управления уезд наместников принцип кормлений Черносошные крестьяне Судебник 1497 года права Юрьева дня
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Высшие органы управления

Великий князь

Основные функции:

  1. Высшее административное лицо в государстве.

  2. Назначал и контролировал всю администрацию.

  3. Высшая судебная инстанция.

  4. Военная функция – главнокомандующий.

  5. Дипломатическая функция (все договоры подписывались князем).

Власть князя была ограничена традициями с Киевских времен. По важным вопросам князь советовался с наиболее влиятельной аристократией, т. е. с боярской думой. Также необходимо было все серьезные вопросы обсуждать в кругу родственников.

Боярская дума

Впервые этот термин упоминается в источниках 1517 года. Однако из источников не следует, что Боярская дума является собранием бояр или учреждением, которое аккумулирует бояр.

Термин боярин не употребляется, употребляется – введенные бояре. Впервые термин появляется в середине 15 века, следовательно введенные бояре управляли государством при Василии II.

Введенный боярин – человек, занимавший должность в аппарате управления; управляющий одной отраслью хозяйства великого князя.

Характер взаимодействия Боярской думы и Великого князя. Боярская дума зависима от Великого князя (в тоже время великий князь зависим от Боярской Думы).

Центральные органы управления

Функции центральных органов управления:

  • хозяйственно-административная деятельность;

  • личное хозяйство князя.

Дворецкий назначался великим князем.

Казна – финансовый орган, личная канцелярия великого князя.

Государев двор – негосударственное учреждение. Социально-политическая корпорация – верхи феодального общества. Государев двор – опора великого князя, социально-политическая опора русского государства. Все назначения проводились из состава Государева Двора, то есть это – кадровый резерв.

Высшие и центральные органы функционировали на основе принципа местничества.

Местничество – размещение по иерархической лестнице с учетом происхождения и знатности рода; принцип замещения вакантных должностей на военной и гражданской службе с учетом знатности рода и службы предков. Все назначения записывались в разрядные книги, которые хранились в Боярской Думе. Местничество было отменено в 1682 г. Федором Алексеевичем.

Местный уровень управления

Основная административно-территориальная единица Российского государства – уезд. Как правило, границы уезда совпадали с границами бывших удельных княжеств. Уезд делился на волости, волости – на селения. Волость объединяла несколько селений под предводительством одного должностного лица либо помещика. Наместниками Великий князь назначал потомков бывших удельных князей, волостеля – дети боярские.

Функции наместников:

  1. Административные функции (контроль за границами землевладений), скрепление всех поземельных сделок.

  2. Полицейские функции.

  3. Контроль за соблюдением правил торговли и взимание пошлин.

  4. Судебные функции – местная судебная инстанция; судебные пошлины.

  5. Военно-дипломатическая функция (только наместники). По указанию князя наместник мог руководить военными действиями, устанавливать дипломатические связи.

Основной принцип организации системы местного управления являлся принцип кормлений. Суть в том, что местная администрация жалованье от Великого князя за службу не получала, а сам наместник и волостеля содержались местным населением, то есть они кормились местным населением.

Структура кормлений:

  1. Часть судебных и тому подобных пошлин, которые по закону наместники и волостеля могли оставить у себя (денежные кормления).

  2. Натуральные кормления – продукты. Они проводились три раза в год – на Рождество, на Пасху, на Петров день.

Права кормленщиков и их обязанности фиксировались в специальных грамотах.

Черносошные крестьяне – общинное или мирское управление.

Община – староста, сотский и десятский. Распределение налогов на всю общину. Роспись налогов, сбор налогов, осуществление судебных функций.

Кроме этого, староста входил в волостную администрацию.

Судебник 1497 года - это первый юридический документ единого Русского государства. Судебник сыграл важную объединительную роль.

Консолидирующий документ – судебник:

  • Вводит единые формы судебного процесса на всей территории Российского государства.

  • Устанавливает единую систему взимания налогов.

  • Юридически фиксирует право перехода крестьян от одного хозяина к другому за неделю и через неделю после Юрьева дня (26 ноября) – это завершение сельскохозяйственного цикла работ. Крестьянин имел право переходить от одного помещика к другому, только если он заплатит «пожилое» - плата за то, чем он пользовался = ½ стоимости крестьянской избы. Введение права Юрьева дня свидетельствовало о закрепощении крестьян.

  • Судебник устанавливал систему судебных учреждений, иерархию суда: князь –> боярская дума –> наместник –> волостель –> мирской суд.

  • 9-ая статья судебника устанавливает смертную казнь за государственное преступление (вооруженный мятеж или заговор против князя).