Скульптура, архитектура во второй половине XIX в
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Для архитектуры и скульптуры этого периода характерно смешение стилей; модерна, определяемого достижениями научно-технического прогресса, и стилизации под старину. Большой известностью пользовались работы выдающегося скульптора М. М. Антокольского, создавшего серию скульптурных портретов: «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак» ид р. В 1880 г. в Москве произошло событие большого общественного и культурного значения — был открыт памятник А. С. Пушкину (на Тверской). Автор его — скульптор А И. Опекушин. Под руководством М. О. Микешина десятки скульпторов создали в Новгороде памятник «Тысячелетие России». Эта композиция — образец смешения стилей.
В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Теперь в соответствии с требованиями жизни строились промышленные и административные здания, вокзалы, банки, мосты, театры, магазины. Распространенным становится «неорусский» стиль, стилизация под старину, с характерными деталями: шатры, башенки, фигурные наличники. В этом стиле в Москве были построены Исторический музей (арх. В. О. Шервуд), здание городской думы (арх. Д. Н. Чичагов), Верхние торговые ряды (ныне ГУМ, арх. А. И. Померанцев). Строились многоэтажные и многоквартирные дома.
В России началось строительство торговых пассажей. В Москве Голицынский пассаж соединил Петровку и Неглинную, а в Петербурге пассаж был построен между Невским проспектом и Итальянской улицей. Верхние торговые ряды соединили Никольскую улицу и Ильинку (ныне ГУМ). Построены театральные здания — в Рыбинске, Иркутске, Нижнем Новгороде. Был открыт Политехнический музей (арх. Шохин) в Москве.